Этот 38-летний предприниматель пока является главным открытием агитационной кампании перед выборами президента США, которые состоятся в ноябре 2024 года. Еще несколько недель назад о Рамасвами, который борется за право стать кандидатом в президенты от Республиканской партии, мало кто слышал даже в самой Америке, а центральные СМИ если и упоминали его, то как заведомо маргинального претендента. Однако сын иммигрантов из Индии постепенно выбрался на третью строчку в соцопросах среди республиканцев. А после того, как он стал едва ли не центральной фигурой на первых теледебатах республиканцев на прошлой неделе, о нем взахлеб пишут ведущие американские СМИ. И это, как справедливо замечает газета The New York Times, "само по себе уже победа". Чем же американцев так зацепил Рамасвами, и есть ли у него шансы попасть в Белый дом?
Бизнесмена сейчас часто сравнивают с Трампом как по политическим взглядам, так и по дерзкой и местами провокационной манере поведения. Рамасвами от этих сравнений особо не уклоняется, а экс-президента во многом поддерживает. Трамп состоявшиеся дебаты прогулял, поэтому Рамасвами на них благодаря соцопросам стоял в центре и охотно вступал в любую перепалку с более маститыми оппонентами. Во многом его подходы довольно типичны для трамписткого крыла республиканцев, просто озвучивает их претендент с предельной прямотой. "Бог реален. Существует два пола. Для процветания людей нужно ископаемое топливо. Обратный расизм - это расизм. Открытая граница - это не граница", - заявлял он.
Но и выделяться Рамасвами не боится. Например, когда во время дебатов ведущий спросил, кто не поддерживает увеличение помощи Киеву от Вашингтона, Рамасвами был единственным, кто решительно поднял руку вверх, за что сорвал аплодисменты публики. Он назвал "возмутительным тот факт, что американские политики паломничают в Киев", но "не делают этого для своих сограждан", пострадавших от катастрофических пожаров на гавайском острове Мауи.
Впрочем, не стоит в лучших традициях американских либеральных комментаторов спешно записывать Рамасвами в "агенты Кремля" или русофилы. Из его высказываний, скорее, следует, что и Россия, и тем более Украина в центре его мировоззрении не находятся. Главной угрозой Рамасвами называет Китай, что вполне себе мейнстрим-подход для сегодняшней Республиканской партии. Политик уверен, что действия администрации Джо Байдена против России сближают ее с Китаем, что, по его мнению, крайне невыгодно Америке. Поэтому Рамасвами предлагает США ради победы в соперничестве с Поднебесной "открыть" Россию, а начать с урегулирования конфликта на Украине. В частности, в свежей колонке для журнала The American Conservative он выражает готовность пойти на уступки России в вопросе санкций, признать принадлежность ей новых регионов и отказать Украине в приеме в НАТО. Все это - в "обмен на выход России из военного союза с Китаем".
Во-первых, эти мысли - отражение углубляющегося раскола в рядах Республиканской партии по вопросу поддержки Украины, поскольку их в разных вариациях озвучивают и другие политики.
Во-вторых, нетрудно заметить, что Рамасвами копирует популистский и в чем-то примитивизирующий стиль Трампа, тем самым противопоставляя себя зашоренному вашингтонскому истеблишменту. И многим консервативным американцам, похоже, по вкусу готовность Рамасвами с юношеским пылом отстаивать традиционные ценности и на раз-два порешать сложнейшие проблемы.
В этом смысле, кстати, на дебатах прозвучало еще одно довольно меткое сравнение кандидата - с Бараком Обамой. Если сопоставлять Рамасвами с версией Обамы 2008 года, когда тот начинал борьбу за кресло президента США, то оба молоды, улыбчивы, образованны, а главное - выделяются среди остальных претендентов свежей энергетикой. Оба - дети иммигрантов с необычными для Америки именами. Обама в свое время тоже стал в США политическим вундеркиндом, смело предлагая устроить в стране революцию, только не консервативную, как у Рамасвами, а либеральную.
Особенной популярностью Рамасвами обладает у аудитории, участвующей в интернет-опросах по Республиканской партии, где он вплотную подбирается к идущему на второй строчке губернатору Флориды Рону Десантису. В телефонных опросах позиции бизнесмена выглядят послабее. В среднем, по данным агрегатора соцопросов RealClearPolitics, рейтинг поддержки Десантиса - 13 процентов, Рамасвами - более 7 процентов. Показатели остальных кандидатов - ниже 5 процентов, а безусловным фаворитом среди республиканцев пока является Трамп с 54 процентами поддержки.
Откровенно говоря, пока трудно представить, чтобы 38-летний бизнесмен всерьез поборолся за должность президента США - очень уж молод, неопытен и противоречив даже для многих избирателей-республиканцев. Однако цель Рамасвами, вероятнее всего, прозаичнее - набрать максимум популярности на праймериз с тем, чтобы Трамп, которого прочат в победители республиканских праймериз, при выборе вице-президента остановил выбор на нем. Последний, к слову, уже не раз выделял Рамасвами, называя его "молодым, талантливым, умным".
Правда, стратегия копирования Трампа - палка о двух концах. С одной стороны, экс-президент много раз давал понять, что ценит в кадрах лояльность и единомыслие с ним, и в этом смысле линия Рамасвами оправдана. С другой стороны, когда праймериз останутся позади и дело дойдет до вероятной финальной схватки на выборах с Байденом, едва ли выбор Рамасвами в напарники добавит Трампу много новых избирателей, ведь оба агитируют примерно на одних идеях, хотя, вероятно, электорат 38-летнего бизнесмена помоложе. Поэтому для Трампа, возможно, более прагматичным будет остановить выбор на ком-либо из более центристских кандидатов-республиканцев, как он это сделал в 2016 году, взяв в напарники Майкла Пенса.