В мае порты Мариуполя и Бердянска включили в реестр морских портов России, а недавно, в начале августа, из Мариуполя по воде ушла первая партия продукции металлургических предприятий ДНР. Судно с арматурой и профилем отправилось в Ростов-на-Дону. До этого Мариупольский морской порт работал только на прием грузов: сюда приходили в основном строительные материалы, из которых и построены первые дома в микрорайоне Невский. С начала года порт перевалил уже свыше 45 тысяч тонн разного вида грузов: железобетонные конструкции, зерно и металл.
В советские времена мариупольский порт обрабатывал примерно десять миллионов тонн грузов в год. Затем в 1990-е деятельность просела. Восстановление началось в середине двухтысячных. Пик пришелся на 2007 год, когда удалось отправить 17,5 миллиона тонн, из них 8,5 миллиона тонн металла. Это было даже больше, чем мог принять тогда порт Новороссийска. Осенью должно произойти событие, которое вдохнет в порт новую жизнь: заработает металлургический комбинат имени Ильича, его продукцию будут отправлять дальше в Россию через морские ворота Мариуполя.
Бердянский порт преимущественно зерновой, он может принимать суда водоизмещением до десяти тысяч тонн. В ГУП "Бердянский морской порт" сегодня работают 356 человек. Трудовой коллектив сохранен, несмотря на военные действия. В 2020 году порт перевалил 2,15 миллиона тонн грузов.
Как отмечал недавно в интервью СМИ врио главы Запорожской области Евгений Балицкий, в ближайшее десятилетие регион интегрируется с югом России. Для этого планируется привести в нормативное состояние до 100 процентов дорожной сети, а также нарастить грузооборот Бердянского морского порта и Мелитопольской железной дороги до 21 миллиона тонн в год.
Ключевой сектор экономики Запорожской области и ДНР - аграрно-промышленный. Запланированы крупные инвестиционные проекты глубокой переработки сельхозтоваров. В частности, речь идет о строительстве молочных, мукомольных и хлебозаводов, производстве комбикормов, будут открыты промышленные предприятия по выпуску сельхозтехники и рыбоперерабатывающие фабрики. Порты, связывающие новые регионы с остальной Россией, играют здесь ключевую роль. И если дорожная ситуация с каждым годом улучшается, то морские ворота еще предстоит привести в надлежащее состояние.
Глава Росморречфлота Захарий Джиоев еще в конце прошлого года отметил, что больших средств, чтобы привести в порядок оба порта, не потребуется. Если у стивидоров будет желание увеличивать транспортировку грузов, которые требуют сложных перегрузочных машин или особого складского хозяйства, тогда будут и вложения. Однако пока вопрос с инвестициями и операторами портов остается открытым.
По мнению руководителя Центра политэкономических исследований Василия Колташова, порты Бердянск и Мариуполь обеспечат России полный контроль над Азовским морем и усилят интеграцию новых регионов с Крымом.
- Бердянск и Мариуполь - часть одной системы, поэтому будет логично, если они оба продолжат действовать как одно целое, но уже в новых условиях восстановления регионов, - подчеркнул Колташов.
Тем временем
Стройматериалы и сантехника впервые доставлены из порта Азова в порт Мариуполя, который активно интегрируется в транспортно-логистические потоки страны, сообщил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. Новые регионы начали поставлять на российский рынок продукцию аграрных и металлургических предприятий. Грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна вырос на 18,4%, до 174,9 млн тонн.