Все медицинские записи делались от руки, и когда пациентам требовались рентген или компьютерная томография, они должны были нести все свои распечатанные результаты врачу. Если требовались повторные визиты, материалы приходилось приносить снова.
В наши дни получить медицинскую помощь стало гораздо проще. Пациентам больше не нужно ждать в очереди, они могут записаться на прием к врачу онлайн. При входе в больницу посетители получают регистрационную справку из автомата, идут в отделение, где хотят проконсультироваться с врачом, сканируют штрихкод на регистрационной ведомости, чтобы зарегистрироваться, а затем ждут первого свободного доктора. Во время консультации все медицинские записи сохраняются в цифровом виде, и когда пациент получает диагноз или результаты анализов, нет необходимости приносить результаты врачу, так как они пересылаются сразу на его компьютер.
Процесс анализа результатов цифровыми технологиями значительно разгружает медицинский персонал. Системы чтения КТ с искусственным интеллектом генерируют диагноз за 15 секунд с точностью до 90 процентов. Это помогает рентгенологам точнее выявлять поражения, составлять диагностические отчеты, а также обеспечивает обмен изображениями в электронном виде для повышения эффективности.
Перечисленные перемены наглядно иллюстрируют прогресс, достигнутый в области цифрового здравоохранения Китая всего за несколько лет. Последние данные глобальной консалтинговой компании Deloitte показали, что в период с 2020 по 2023 год китайский рынок цифрового здравоохранения вырастет с 42 миллиардов юаней (542,1 млрд рублей) до 112 миллиардов юаней, а совокупный годовой темп роста составит 40,2 процента.
Цифровое здравоохранение включает медицинские услуги, предоставляемые с помощью цифровых технологий, а также удаленные консультации, интернет-больницы и умное здравоохранение.
Тань Лян, директор по развитию Deloitte, сказал: "За последние годы благодаря трансграничному сотрудничеству китайский рынок цифрового здравоохранения добился значительных успехов". Он считает, что в настоящее время сектор цифрового здравоохранения Китая переживает переход от эпохи 2.0 к эпохе 3.0, когда цифровые технологии глубоко интегрированы в общий сектор здравоохранения.
Согласно Отчету о развитии цифрового Китая за 2022 год, опубликованному Канцелярией Центральной комиссии по делам киберпространства, ресурсы цифровых медицинских услуг стали охватывать более широкий круг пациентов по всей стране, при этом услуги телемедицины предоставлялись более 26,7 миллиона раз. Между тем количество пользователей интернет-медицинских услуг выросло на 21,7 процента в годовом исчислении до 360 миллионов. К октябрю прошлого года по всей стране насчитывалось более 2700 интернет-больниц, оказавших онлайн-медицинские услуги более 25,9 миллиона раз.
В 2022 году в Китае создана единая национальная информационная платформа медицинского страхования China Healthcare Security. Платформа включает более 100 функций, охватывает около 400 тысяч специализированных медицинских учреждений и 400 тысяч специализированных розничных аптек и эффективно обслуживает застрахованных пациентов. В отчете CHS говорится, что в 2022 году на платформе было зарегистрировано 280 миллионов пользователей с реальными именами, среди которых 19,81 миллиона были людьми старше 60 лет.
Кроме того, опрос, проведенный Канцелярией Центральной комиссии по делам киберпространства в 2022 году, показал, что осведомленность и уровень использования цифровых медицинских услуг в Китае быстро растут. Около 80 процентов респондентов знали о таких услугах, как онлайн-платежи, платежи через автоматы самообслуживания, онлайн-запросы отчетов о проверках и онлайн-бронирование, в то время как 67,7 процента и 62 процента респондентов, соответственно, сказали, что они использовали онлайн-платежи и автоматы самообслуживания. "Пациенты все больше привыкают к применению цифровых технологий в сфере здравоохранения. Это также станет основной тенденцией в будущем", - сказал Тань. По его словам, еще одна тенденция заключается в том, что интернет-больницы, как ожидается, будут продолжать расширяться.
Первая в Китае интернет-больница была создана компанией WeDoctor из Ханчжоу, работающей в области цифрового здравоохранения. В 2015 году, незадолго до открытия второй Всемирной интернет-конференции Wuzhen Summit, компания открыла интернет-больницу Wuzhen в Тунсяне, провинция Чжэцзян. Больница на тот момент оказывала услуги телемедицины с возможностью онлайн-посещения с последующим наблюдением, обменом цифровыми медицинскими записями, а также занималась онлайн-диагностикой и предоставляла консультации.