31.08.2023 03:00
Поделиться

Навстречу новым горизонтам

В конце 1990-х годов Чэнь Цзюнь, генеральный директор дочерней компании китайской судостроительной корпорации в Шанхае, в интересах развития строительства отечественных танкеров для перевозки сжиженного природного газа (СПГ) пытался установить сотрудничество с верфями в Азии. Однако Чэня и его коллег встретили холодно, а японские специалисты заявили, что китайские судостроители вряд ли смогут построить свои собственные газовозы в ближайшие 20 лет.
На верфи Hudong-Zhonghua, расположенной на острове Чансин в Шанхае, более 20 тысяч сотрудников создают современные танкеры.
На верфи Hudong-Zhonghua, расположенной на острове Чансин в Шанхае, более 20 тысяч сотрудников создают современные танкеры. / Тянь Юйхао / China News Service

Крупные СПГ-танкеры считаются в отрасли такими же сложными в строительстве, как авианосцы и роскошные круизные лайнеры.

В конце 90-х прошлого столетия на рынке строительства газовозов доминировали Япония и Южная Корея. В результате компания Чэня - Hudong-Zhonghua Shipbuilding (Group), дочерняя компания China State Shipbuilding Corporation (Китайская государственная судостроительная корпорация), или CSSC - развернула активный поиск партнеров по всей Европе, и европейские судостроители проявили к ним большой интерес.

В 1999 году между Hudong-Zhonghua и французскими компаниями Gaztransport & Technigaz, или GTT, было достигнуто соглашение о патентной технологии, а с компанией Chantiers de l Atlantique - о технологии проектирования, как сообщает информационное агентство Синьхуа.

"Рынок строительства газовозов переместился из Европы в Азию, но вместо сотрудничества с китайскими судостроителями другие азиатские верфи стремились сохранить доминирующее положение в этой области", - сказал Чэнь. Однако в 2008 году его компания Hudong-Zhonghua спустила на воду первый китайский танкер для перевозки сжиженного природного газа собственной постройки под названием LNG Dapeng Sun, и этому доминированию пришел конец.

Чэнь возглавляет гигантскую судостроительную компанию, расположенную на берегу реки Хуанпу в Шанхае. На предприятии трудятся более 20 тысяч сотрудников. За все эти годы компания построила более 40 судов, а в прошлом году получила заказы на строительство 37 газовозов. Благодаря усилиям компании Hudong-Zhonghua и других китайских верфей КНР добилась огромных успехов в секторе перевозчиков СПГ.

В прошлом году страна получила более 30 процентов новых заказов по всему миру по сравнению с 7 процентами год назад, что сделало Китай крупным игроком в отрасли строителей СПГ-танкеров.

В прошлом году китайские верфи получили рекордное количество заказов - 55 танкеров для перевозки сжиженного природного газа, что стало убедительным подтверждением, что национальная судостроительная промышленность извлекла выгоду из растущего мирового спроса на такие суда и сделала Китай важным игроком в глобальной транспортировке энергоресурсов.

Компания CSSC, являющаяся крупнейшим судостроителем в мире, только в прошлом году получила 49 заказов на танкеры для перевозки СПГ и увеличила свою долю на мировом рынке с менее чем 7 процентов в 2021 году до примерно 30 процентов. Компания Чэня Hudong-Zhonghua получила 37 заказов.

График поставок компании Hudong-Zhonghua расписан до 2027 года. Однако главный инженер компании Сун Вэй сказал, что их успех зависит не только от удачи, а от упорного труда и твердой решимости преодолевать трудности.

В прошлом году страна получила более 30 процентов новых заказов по всему миру

Благодаря уникальному составу природного газа его перевозка в сжиженном виде при очень низкой температуре (-163 C) становится самым экономичным способом транспортировки. Строительство одного танкера СПГ стоит более 1 миллиарда юаней (13,3 миллиарда рублей), что эквивалентно стоимости строительства двух самолетов Boeing 737. Судно объемом 174 тысяч кубических метров обычно перевозит около 100 тысяч метрических тонн СПГ через тысячи километров океана. Строительство таких специализированных грузовых судов требует использования самых современных технологий производства, поскольку суда состоят из более чем 1,1 миллиона компонентов.

В ответ на призыв правительства Китая о строительстве судов отечественного производства компания Hudong-Zhonghua запустила проект по строительству газовозов. Позже было принято решение внедрить запатентованную технологию системы хранения сжиженных грузов французской компании GTT.

Куньлунь (Kunlun), один из газовозов серии Changxing четвертого поколения
Куньлунь (Kunlun), один из газовозов серии Changxing четвертого поколения, построенный компанией Hudong-Zhonghua Shipbuilding (Group). Фото: Предоставлено China Daily

В марте 2002 года верфь выиграла тендер на строительство двух СПГ-танкеров в провинции Гуандун, каждый объемом 147 тысяч кубических метров, с возможностью строительства дополнительного судна. Строительство первого в Китае отечественного танкера СПГ началось в компании Hudong-Zhonghua в декабре 2004 года, а судно было готово в апреле 2008 года.

"К тому времени, когда в 2008 году завершилось строительство нашего танкера первого поколения, на южнокорейской верфи был построен газовоз второго поколения", - сказал главный инженер компании Сун Вэй.

Следуя требованиям загрузки большего количества СПГ с уменьшением затрат энергии, в 2007 году группа специалистов во главе с Сун Вэем начала работу над независимыми исследованиями и разработкой серии газовозов второго поколения под названием Changjian. Hudong-Zhonghua получила свой первый заказ на эту модель в 2010 году, и через 5 лет, в январе 2015 года, она была введена в эксплуатацию.

"Это был ключевой поворотный момент и доказательство того, что компания Hudong-Zhonghua способна самостоятельно разрабатывать и строить большие суда, работающие на перевозке СПГ, - сказал Сун Вэй. - Однако на глобальный рынок уже входили газовозы третьего поколения".

Верфь продолжала сокращать технологическое отставание от своих зарубежных коллег и представила серию Changan третьего поколения, а затем и серию Changxing четвертого поколения, получив первые заказы в 2012 и 2017 годах соответственно.

В декабре 2021 года компания Hudong-Zhonghua построила судно для перевозки сжиженного природного газа пятого поколения вместимостью 174 тысячи кубометров серии Changheng и в прошлом году получила 34 заказа на эти суда. Доля заказов компании на мировом рынке выросла с менее чем 7 процентов в 2021 году до 21,8 процента в прошлом году.

В сравнении с предыдущим поколением серия Changheng позволяет сократить выбросы углерода более чем на 10 тонн в день. Кроме того, новое семейство судов может перевозить на 800 кубических метров СПГ больше, чем суда предыдущего поколения.

Китайские промышленные эксперты рационально смотрят в будущее: в настоящее время идут исследования и разработка судов шестого поколения. Сун Вэй утверждает, что танкеры следующего поколения будут сочетать в себе все лучшие характеристики, включая экологичность и низкое энергопотребление, станут легче в управлении и эксплуатации.