31.08.2023 10:32
    Поделиться

    Повышение финансовой стабильности привлечет молодежь в науку

    В 2020 году была утверждена Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года.

    Эта программа определяет как приоритеты, так и болевые точки для разных сфер, в том числе для науки и образования. В частности, официально признана проблема старения кадров: доля молодых исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности педагогического состава - не более 34,7 процента.

    На Дальнем Востоке ситуация усугубляется еще и низкой мобильностью. Если в Центральной России, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, преподаватели могут "мигрировать" из вуза в вуз, одновременно работая в нескольких университетах за счет географической близости, то можем ли мы позволить такое в условиях Дальнего Востока с его огромными расстояниями?

    Между тем в Национальной программе поставлена амбициозная цель увеличить долю молодых исследователей до 50,5 процента и предложен ряд инфраструктурных решений.

    Научный и образовательный потенциал у Дальнего Востока есть: в ДФО 57 научных организаций, в том числе отделения РАН, и 35 учреждений высшего образования. В стратегии заложены меры поддержки ДВФУ, Бурятского и Комсомольского-на-Амуре госуниверситетов. На подготовку студентов тратятся огромные государственные деньги.

    Конечно, Дальнему Востоку нужны квалифицированные кадры, поскольку промышленность давно уже стала наукоемкой, инновационной, а определенная изолированность макрорегиона от центра подталкивает к тому, чтобы выращивать эти кадры на месте и оставлять их здесь работать.

    Но встает вопрос: "Кто эти кадры будет готовить?" Прежде всего сами преподаватели должны быть замотивированы долгосрочной перспективой работы в образовательных учреждениях. Одним из поводов задуматься над проблемой закрепления научных кадров в системе высшего образования стало постановление Конституционного суда, вынесенное в июле прошлого года.

    КС рассмотрел дело преподавателя высшей школы по поводу заключения срочного трудового договора. В прежней редакции (до 4 августа этого года) статьи 332 Трудового кодекса РФ значилось, что договоры с профессорско-преподавательским составом могут заключаться как на неопределенный срок, так и на период, установленный сторонами трудового договора. Вузы зачастую трактовали эту норму как право на заключение договоров срочного характера. Учитывая, что процедура замещения должности в высшей школе конкурсная, в вузах постоянно происходят выборы преподавателей.

    В деле, которое рассматривал Конституционный суд, человек лишился ряда гарантий.

    Поручение президента о доведении заработной платы преподавателей до 200 процентов средней оплаты труда в регионе выполнено только двух субъектах РФ

    В частности, он намеревался взять долгий отпуск с сохранением заработной платы для завершения докторской диссертации, что предусмотрено Трудовым кодексом. Вуз предоставил отпуск без сохранения заработной платы, так как срок уведомления работодателя со стороны работника не был соблюден. Но в условиях продления срочных трудовых договоров подсчитать и соблюсти такой срок невозможно!

    КС счел, что 332-я статья Трудового кодекса противоречит Конституции. Значительную роль в рассмотрении этого дела сыграл Общероссийский профсоюз образования, представив экспертное заключение по данной ситуации. В результате Госдума пересмотрела нормы этой статьи, но, на мой взгляд, не решила проблемы.

    Теперь срок избрания по конкурсу - не менее трех лет и не более пяти. Как это соотносится с учебными планами и образовательными программами, если базовое высшее образование предполагает период освоения программы от четырех до шести лет?

    И как молодой педагог может долгосрочно планировать свою научную карьеру и вообще жизнь своей семьи? Ведь ему даже ипотечный кредит не дадут, поскольку из-за срочного трудового договора у него нестабильное финансовое положение. И такой материальный критерий - один из сдерживающих факторов при привлечении молодых кадров в систему высшего образования.

    Кстати, для грузчиков, билетеров, водителей и работников других специальностей нет ограничений по срокам договора. А для преподавателя, доказавшего свою высокую квалификацию, есть. Нужно решить эту проблему, чтобы молодые специалисты состоялись в науке, а не работали на рынке репетиционных услуг.

    Я разделяю позицию большинства коллег: договор с преподавателем высшей школы должен быть бессрочным.

    Второй сдерживающий фактор для привлечения молодых специалистов в науку - оплата труда.

    В 2012 году президент дал поручение правительству повысить к 2018-му среднюю заработную плату врачей, преподавателей образовательных учреждений до 200 процентов средней оплаты труда в регионе. Профсоюз работников образования собрал статистику к октябрю 2022 года. Указ президента выполнен только в Московской области и городе Москве: зарплата преподавателя там достигает 188 тысяч рублей.

    В остальных субъектах РФ картина не такая оптимистичная. В частности, в ДФО разброс по заработной плате очень большой даже в государственных образовательных учреждениях. Возьмем оклад доцента. Северо-Восточный госуниверситет (Магаданская область) - 35000 рублей, ТОГУ - 40867, СВФУ - 28000, ДВФУ - 40411, Бурятский госуниверситет - 25970, СахГУ - 46600, КнАГТУ - 29000. Для сравнения: Казанский федеральный университет - 53896 рублей.

    Откуда такая разница по стране? Хотелось бы понимать, почему за одни и те же должностные обязанности преподаватели в государственных учреждениях получают разную заработную плату. И почему оклады такие разные, ведь они по большей части финансируются из государственной субсидии?

    Срочные трудовые договоры в высшей школе противоречат идее закрепления педагогических и научных кадров в вузах

    К тому же оклад - это не полная заработная плата, есть еще стимулирующие надбавки, которые нередко превышают окладную часть. Как юрист я считаю, что это несправедливо, тем более что премиальные показатели могут измениться в сторону уменьшения.

    И получается, что у педагога нет гарантий ни со сроками трудовых договоров, ни с получением двух средних зарплат по региону, обозначенных президентом. А уж говорить о гарантированности условий труда молодых специалистов вообще не приходится: не создается база для того, чтобы быть финансово независимым и заниматься только наукой.

    Выходом из этой ситуации должно быть установление единых требований для кадров высшей квалификации, работающих в вузах, и единых типовых окладов. Стимулирующая часть тоже не должна быть произвольной. Ее каждый вуз должен определять с учетом общих требований к качеству работы преподавателя.

    Региональная специфика при этом не отменяется, поскольку уровень жизни и зарплат везде разный. Но подход к должностным обязанностям и оплате труда должен быть единым.

    Поделиться