Собственно, на тримаране в столь далекий и сложный путь пошло только двое - Ильдар Мухрашев и Тарас Господинко. Как пояснили ребята, третьего человека уже взять было невозможно. Парусник небольшой, рассчитан на определенный вес груза. Хотя именно трое было бы все-таки более оптимальным вариантом - чтобы организовывать вахты, чтоб не было такого, когда один спит, другой на борту, и случись нештатная ситуация - спящий не заметит. Да и каюта была настолько мала, что спали буквально бок о бок.
Главной задачей было показать, что используя только экологически безупречные источники: энергию солнца (на борту были солнечные батареи) и ветра (имелся и ветряк) можно совершить путешествие даже в суровых условиях Арктики. Доказали. Причем, как и рассчитывали, так и получилось: 5,5 тысяч километров прошли в среднем по 100 километров в день, то есть за 55 дней. Солнечные батареи не подвели, а вот ветряк оказался малоэффективным.
Кстати, на тримаране и не было обычного двигателя и топлива к нему. Была газовая горелка с маленькими баллонами, но это для разогрева еды. Участники проверили: стандартного маленького газового баллона на 220 граммов хватает на два дня.
Что касается скорости, то на разных участках она сильно отличалась - могла быть и до 30 километров в час.
Провизию брали с расчетом на то, чтобы все-таки обходиться минимальной готовкой: разогреть блюдо или залить кипятком смесь. Если была возможность, то, когда причаливали к берегу, заходили в поселковые магазины за хлебом, маслом, сыром. А любимым блюдом стали "долгоиграющие" мясные колбаски, которые хранятся два года, и тушенка из оленины.
- Тримаран вел себя отлично. У нас ничего не сломалось. За исключением музыкальной колонки. Сломалась - и мы остались без музыкального сопровождения, - улыбается Ильдар Мухрашев.
Как ни странно, самым сложным оказалось преодолеть Белое море, а не Карское и Баренцево. На Белом ветра не поддаются прогнозам, очень опасны. Путешественники признают, что положение было очень серьезное. Но - справились.
Кроме арктических красот видели и то, сколько мусора после себя оставил после себя человек в Арктике. Хотя и здесь есть подвижки: крупные компании, ведущие добычу полезных ископаемых, участвуют в ликвидации свалок. Помогают и добровольческие отряды.
Понятно, что результаты экспедиции будут полезны будущим путешественникам. Хотя, как отметил Тарас Господинко, все-таки именно от повторения маршрута они будут отговаривать - слишком сложен и опасен. Но если яхтсмены будут настаивать - они поделятся опытом и сделают все, что в их силах, чтобы путешествие их последователей прошло хорошо.
О результатах экспедиции участники расскажут 5 декабря в онлайн - проекте "Уроки из океана", организованного Томским отделением РГО.