Роман Шкурлатов, председатель правления организации "Офицеры России", подполковник запаса:
"Украинская сторона и их западные кураторы раз за разом демонстрируют, что они необучаемы. Хотя за время проведения спецоперации уже давно должен был выработаться рефлекс как у собаки Павлова: как только они пытаются нанести удары по территории России, им тут же прилетает жесткая "ответка". Но почему-то наш противник до сих пор не понимает очевидных вещей.
Как только накануне была предпринята массовая попытка атаки российской территории беспилотниками, тут же они получили ответную реакцию - массированная атака на объекты в Киевской области, объекты были поражены в Одессе, в Чернигове. Была проведена комбинированная ракетно-дроновая атака с нашей стороны. Поэтому задача РФ - ни одну такую террористическую выходку со стороны Украины не оставлять без ответа. Что, по сути, и делается. Уверен, Россия продолжит настойчиво вырабатывать рефлекс у необучаемых соседей".
Василий Дандыкин, военный эксперт, капитан 1-го ранга в запасе:
"Повторяющиеся атаки украинских дронов на российскую территорию имеют маскировочную задачу - переключить внимание украинских граждан от застопорившегося провального контрнаступления ВСУ.
Режиму Зеленского сейчас просто необходимо показать хоть какую-то "перемогу". Ведь лето по сути кончилось, а толку от их контрнаступления никакого. Это их злит, конечно. Без внимания не могут остаться огромные потери подготовленных войск, техники, в том числе западной. Это же еще и подрыв репутации для Запада, особенно из-за уничтожения "Леопардов" и других хваленых натовских вооружений.
Диверсии киевского режима также направлены на устрашение и вызов паники среди российских жителей. Но своей цели они не добиваются. А получают ответные массированные атаки с помощью нашей авиации, флота и беспилотников".
Владислав Шурыгин, военный эксперт, член Изборского клуба (Telegram-канал):
"Массированная атака российских военных и экономических объектов украинскими БПЛА совершенно ожидаема, была нами много раз предсказана и прямо вытекает из накопленного ВСУ опыта предыдущих атак.
Алгоритм отработан - с помощью западной технической разведки вскрываются "дыры" в российском радиолокационном поле, в которые запускаются группы дронов, а затем они разводятся по объектам.
Прикрыть каждый аэродром, предприятие или нефтеперерабатывающий завод батареями "Торов" - наиболее эффективной противодроновой системы или мощным средством РЭБ - мы не можем. Просто в силу отсутствия такого количества зенитных ракетных комплексов и средств радиоэлектронной борьбы.
Поэтому чем дальше, тем больше эта проблема будет усугубляться. По мере увеличения числа БПЛА в залпе. А их производство, вынесенное в Польшу и Чехию, и недоступное для наших ударов, только увеличивается.
В этих условиях понятно, что реально обнаруживать и уничтожать дроны мы можем только в приграничной полосе, где плотность противовоздушной обороны и систем радиоэлектронной борьбы достаточна для такой борьбы, но нет эффективного способа, вовремя обнаруживать маловысотные и малоразмерные дроны.
Очевидно, что выход в том, чтобы создать сплошное радиолокационное поле вдоль границы с Украиной с нижним краем менее 100 метров.
Но создать таковое имеющимися наземными радиолокационными станциями крайне сложно в силу рельефа, позволяющего "нырять" под нижнюю кромку РЛП.
Самолеты ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения. - Прим. "РГ") здесь мало эффективны в силу того, что: во-первых, чрезвычайно дороги в эксплуатации, во-вторых, их число ограничено, а в-третьих, они постоянно перемещаются в воздухе и не могут выдерживать требуемые параметры по отношению к нижнему краю РЛП.
Выход тут только один - создание вдоль границы с Украиной аэростатных рубежей радиолокационного контроля. Четыре-пять аэростатов радиолокационного обнаружения спокойно создают сплошной радиолокационный рубеж шириной 900-1000 и глубиной в 200-300 километров.
Второй линией защиты должно стать восстановление системы ВНОС - постов воздушного наблюдения, оповещения и связи, которые еще в годы Второй мировой войны доказали свою эффективность. При этом совершенно не обязательно каждые пять километров выставлять пост наблюдателей из состава тех же, созданных недавно частей территориальной обороны, что, кстати, вполне логично. Технический прогресс давно шагнул вперед.
Вполне достаточно создавать на угрожающих направлениях "рубежи" легких вышек с высокочувствительными микрофонами, способными за километры улавливать звук двигателей беспилотных летательных аппаратов.
Более того, подключенные к компьютерам, они за считаные секунды смогут определять не только азимуты и маршруты пролета "дронов", но и их тип по присущей каждому из них характерной аудиограмме".