Расширить "полезную площадь" для учеников на треть можно за счет трансформации школьного пространства, отметили эксперты. И в первую очередь - коридоров.
Так, основатель одно из архитектурных бюро Амир Идиатулин представил проект современной школы, где коридоры превращены в зоны коммуникации и внеклассных занятий учеников.
- Там есть открытая библиотека, теннисные столы, зона для совместной работы - получается большое пространство скорее не для перемещения, а общения, - пояснил архитектор. - Школа выполнена по классическому примеру перекрестка, где в центре большие зоны коммуникации, а по бокам - залы для занятия спортом, учебные классы.
Такая планировка дает возможность проводить разные выставки, размещать мобильную мебель. Так ребята чаще смогут работать в группах, выполнять проекты.
Задача проектировщиков - максимально задействовать все школьные пространства, включая актовый зал, который обычно используется 3-4 раза в год. Чтобы сделать такое больше пространство "рабочим" и полезным, предлагается размещать актовые залы в самом центре школы - на пересечении коридоров.
Для удобства передвижения предлагается трансформировать и лестничные пролеты.
- Обычно дети бегают в коридорах, поэтому мы сделали вместо лестницы пандус, по которому можно бежать без страха споткнуться, подвернуть ногу на ступеньке, - говорит Идиатулин.
Еще одна особенность проекта: стеклянные двери и окна между классами и коридорами, чтобы школа воспринималась открытой и "все пространства можно было видеть".
Амир Идиатулин отмечает: "Очень важно количество квадратных метров на школьника. Это сильно влияет на так называемую объемно-пространственную композицию всей школы". С 13-14 метров на 1 школьника - таковы существующие нормы - новые проекты предполагают расширение до 18-20 и даже 24 метров на учащегося. Просто за счет использования коридоров не только для перемещения, но и в качестве зоны, где дети могут общаться и даже заниматься.
- В современных условиях более целесообразным представляется инновационный подход, когда школа становится многофункциональным центром, где кроме стандартного обучения дети могут развивать творческие навыки, заниматься наукой, спортом, развивать предпринимательские способности, словом, гармонично развиваться, - прокомментировал доцент Департамента менеджмента и инноваций Финансового Университета Михаил Хачатурян. - Именно такие школы в XXI веке становятся центром притяжения и развития молодого поколения.
Напомним, сейчас в России активно идет строительство и обновление школ по федеральной программе капремонта. Как сообщил министр просвещения Сергей Кравцов, до конца этого года будет введено более 250 школ на 140 тысяч мест, а к 2025 году 2025 году будет построено не менее 1300 школ и более 4 тысяч зданий будет обновлено по программе капремонта.