Однако стоит задуматься, насколько вообще осуществимы подобные планы. Для начала надо вспомнить историю. Формально ЕС был образован в 1992 году, когда был подписан Маастрихтский договор. Но появился он не на пустом месте. Еще в 1951 году промышленники Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга создали Европейское объединение угля и стали, которое и легло в основу дальнейшей экономической интеграции Западной Европы. В 1957 году этими же странами был подписан Римский договор, согласно которому было учреждено Европейское экономическое сообщество. Именно оно стало предшественником ЕС. ЕЭС пережило несколько волн расширения. В 1973 году к нему присоединились Дания, Ирландия, Великобритания, в 1981-м - Греция, в 1986-м - Испания и Португалия. Далее расширялся уже Евросоюз. В 1995-м к нем присоединились Австрия, Финляндия и Швеция, в 2004-м - Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Эстония, Литва, Латвия, Словения, Кипр, Мальта. Последнее пополнение по хронологии произошло в 2013 году, когда Хорватия вошла в ЕС. На выполнение всех необходимых для этого условий у нее ушло 10 лет (заявка была подана в 2003 году). И хотя на рассмотрении в течение многих дел находились заявки еще ряда стран, больше никого в ряды Евросоюза не принимали. Дело в том, что ЕС с большими трудностями пережил расширение 2004 года, на плечи крупнейших европейских экономик легло бремя финансовой поддержки новых членов. Количество получателей выросло почти в три раза, в то время как число доноров почти не изменилось. На этом фоне массовое расширение стало нецелесообразным. И этой позиции ряд стран придерживается до сих пор. Что касается принятия отдельных стран, то и тут выставляется довольно жесткое требование, чтобы они соответствовали всем поставленным условиям.
Далее надо обратить внимание на число, названное Боррелем. Еврокомиссар призвал готовиться к возможному вступлению десяти новых членов. О каких странах идет речь? Формально кандидатами на вступление в ЕС являются только восемь: Албания, Босния и Герцеговина, Молдавия, Северная Македония, Сербия, Турция, Украина и Черногория. Еще две страны - Грузия и частично признанная Республика Косово - ожидают получение такого статуса. Пикантность ситуации придает тот факт, что несколько членов ЕС не признали независимость Косово. Это Испания, Словакия, Кипр, Румыния и Греция. И пока они не изменят свою позицию, речи о его членстве в ЕС идти не может.
Кроме того, под большим вопросом остается присоединение к ЕС Турции. Республика подала заявку еще в 1987 году, лишь спустя 12 лет получила статус кандидата, а переговоры о ее вступлении и вовсе начали вестись только с 2005 года. Никаких подвижек в этом процессе не происходит. И это при том, что еще в 1963 году она подписала с ЕЭС Соглашение об ассоциации.
Понятно, что все разговоры о расширении ЕС необходимо воспринимать через призму украинского конфликта и противостояния Запада и России. Украина и так в ускоренном порядке получила статус кандидата, хоть и с большими оговорками и условиями. И Киев обязан выполнить эти пункты в ультимативном порядке. Изменить законодательство, привести его в соответствие с европейским, усилить борьбу с коррупцией, провести ряд реформ. Путь этот, как отмечают многие европейские политики, будет длинным.
А потому заявления Борреля о массовом расширении ЕС и принятии в него Украины в первых рядах вызвали негативную реакцию в некоторых странах. Так, глава МИД Австрии Александер Шалленберг назвал "катастрофой" с геостратегической точки зрения прием Украины в Евросоюз раньше других стран-кандидатов.
К тому же разговоры о 2030 годе стоит воспринимать как притчу о Ходже Насреддине, обещавшего падишаху научить осла говорить.