01.09.2023 14:08

Science: Ученые выявили, что 900 тысяч лет назад человечество могло просто исчезнуть

Около миллиона лет назад далекие наши предки беззаботно охотились небольшими группами и добывали пищу с помощью каменных орудий. Однако, спустя 100 тысяч лет произошло что-то невероятное и число людей сократилось всего до 1300 пар. Наши предки были на волосок от вымирания. При этом численность населения Земли оставалась низкой в течение следующих 100 000 лет и даже более. Об этом пишет журнал Science со ссылкой на данные кафедры биостатистики и науки Техасского научного центра здравоохранения.

Выводы ученых были основаны на новом статистическом методе оценки численности древней популяции. Отмечается, что по сравнению с приматами, современные люди обладают поразительно низким генетическим разнообразием. Исследователи и ранее подозревали, что в этом виноваты предки человека, прошедшие через узкое "бутылочное горло" при развитии популяции.

Тщательно изучив геномы современного человека, ученые сегодня примерно знают, сколько времени требуется для накопления мутаций в наших генах. Исследователи, пишет издание, могут сегодня "отмотать" молекулярные стрелки часов назад и выяснить, когда именно произошли основные события, влияющие на формирование популяции.

"Миллион лет назад - это интересное время в эволюции человека", - считает Крис Стрингер, почетный палеоантрополог из Музея естественной истории в Лондоне. Время, когда появилось несколько ветвей наших ближайших предков и "одна из них дала начало нашей линии", уверен Стрингер.

Новый статистический подход показал, что накопление мутаций в генах дает возможность подсчитать, сколько людей жило в те или иные периоды истории. Так было выявлено резкое сокращение - примерно на 99% - размножающейся популяции наших предков примерно 930 000 лет назад. По данным ученых, число воспроизводящих пар резко сократилось со 100 000 до 1280. Это длилось примерно 170 тысяч лет. Потом число людей снова начало расти.

Предполагается, что привел наш вид на грань исчезновения длительный период похолодания на Земле.