01.09.2023 01:00
    Поделиться

    Россия закрепила за собой статус главного поставщика нефти в Китай и Индию

    Геополитические сложности не сильно сказались на объемах экспорта нефти из России, но вызвали переориентацию сырьевых потоков. Если раньше основными покупателями наших энергоносителей были страны Европы, то теперь это Китай и Индия.
    Санкционное давление Запада не смогло снизить спрос на российские нефть и газ.
    Санкционное давление Запада не смогло снизить спрос на российские нефть и газ. / Смитюк Юрий / ТАСС

    В июле 2023 года Россия, по данным Международного энергетического агентства (МЭА), экспортировала в сутки 7,3 миллиона баррелей нефти и нефтепродуктов - это повторение июньского результата. При этом поставки "черного золота" сократились на 200 тысяч, до 4,6 миллиона баррелей - минимального значения с декабря 2022-го. Зато на те же 200 тысяч выросла продажа нефтепродуктов.

    В МЭА сообщили, что 80 процентов экспорта российской нефти пришлись на две страны - Китай и Индию. По данным Главного таможенного управления КНР, Поднебесная купила у России в июле 8,07 миллиона тонн нефти (1,9 миллиона баррелей в сутки) - на 23,2 процента меньше, чем в июне. Впрочем, это снижение не изменило общей картины по году - за первые семь месяцев 2023-го поставки российского "черного золота" в Китай увеличились на 25,2 процента и превысили 60,6 миллиона тонн. Это больше, чем у Саудовской Аравии и других стран.

    Для Индии Россия также крупнейший поставщик. По данным, приведенным в августовском отчете ОПЕК, в июне этого года 45 процентов индийского импорта нефти приходилось на Россию, 17 - на Ирак, и 16 - на Саудовскую Аравию.

    Экспорт российской нефти в Индию совершил гигантский скачок буквально за последний год. По данным Резервного банка Индии, в 2022-2023 финансовом году (завершился 31 марта) импорт "черного золота" из России увеличился в стоимостном выражении в 14 раз. В июле поставки нашей нефти, по данным различных источников, оценивались в 1,85 миллиона баррелей в сутки.

    "Еще до 2022 года Индия занималась следующим бизнесом - она построила на своем побережье большие НПЗ, скупала у ближневосточных производителей значительные объемы нефти, перерабатывала их и продавала нефтепродукты, в основном на рынки Азии, - рассказал "РГ" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. - И когда России нужно было быстро пристроить большие объемы нефти, и мы готовы были дать скидку, Индия начала массово скупать нашу нефть. Туда ушло чуть ли не две третьих того, что раньше покупала Европа".

    По мнению эксперта, Китай и Индия так и останутся крупнейшими рынками сбыта для российской нефти. К тому же условия продажи стали для нас более выгодными. "Размер скидки уменьшается, трейдеры сообщали, что при отгрузке в портах Индии наша нефть стоит на 2-4 доллара дешевле, чем сорт Brent, - это нормально, - сказал Игорь Юшков. - Конечно, России выгодно диверсифицировать рынки сбыта, но совсем не страшно, что так много нашего сырья идет в Китай и Индию. Раньше такие же большие объемы уходили в ЕС".

    Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов полагает, что у российских компаний есть возможность нарастить поставки нефти и в другие страны БРИКС. С нефтепродуктами это получается. "Объем экспорта нефтепродуктов в Бразилию в июле 2023 года вырос по сравнению с декабрем 2022-го почти на 400 процентов, и в августе ожидается очередной рост", - сказал он "РГ".

    Что же остается другим государствам? "Доля поставок нефти сорта Urals в недружественные страны, включая европейский рынок, в последние месяцы составляет не более 18 процентов", - рассказала доцент факультета маркетинга и международного сотрудничества Института управления и регионального развития РАНХиГС при президенте РФ Тамара Сафонова.

    Европа перестала быть главным рынком для российского сырья. "В Европе по морю российскую нефть получает только Болгария. По трубопроводу - еще три страны: Словакия, Чехия и Венгрия, - рассказал "РГ" заместитель директора центра экономики отраслей ТЭК ЦСР Сергей Колобанов. - В 2023 году суммарно в европейские страны может быть поставлено около 20 миллионов тонн российской нефти. В следующем году поставки из России сократятся как минимум на 2-3 миллиона (политика снижения зависимости от РФ), а в 2025-м истечет санкционное исключение для Болгарии и поток нефти уменьшится еще на 5-6 миллионов тонн".

    Объемы сырьевого экспорта почти не изменились, но потоки нашли другое русло

    Что касается экспорта нефтепродуктов, то, по словам эксперта, основным потребителем российского дизельного топлива стала Турция. Значимая часть также направляется в страны Африки (Ливию, Тунис) и стала очень заметна доля Бразилии. Мазут идет в основном в Азию (Индию, Китай), а также на Ближний Восток (Саудовскую Аравию, ОАЭ).

    В условиях переориентации поставок с Запада на Восток российские компании активнее тестируют и новые маршруты экспорта, в частности Северный морской путь (СМП). К примеру, в июле два танкера с нефтью вышли из портов Балтики и направились в Китай по СМП. Однако из-за непростой ледовой обстановки скорость движения судов, как сообщалось, оказалась ниже запланированной.

    В этом году поставки нефти в Китай по Севморпути - скорее проба пера, считает Сергей Колобанов. "Пока СМП - сезонный маршрут. Да, время в пути сокращается на две недели (30 процентов) по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал, но более-менее гарантированная навигация возможна только в период с июня по октябрь, и то с ледокольной поддержкой, что ограничивает как число судов, так и график их загрузки - для формирования караванов", - сказал эксперт.

    Тем не менее развитие СМП - приоритетная задача России на ближайшие годы, считает Владимир Чернов, ведь такие поставки снижают практически все внешние риски. "При этом СМП выгоднее с экономической точки зрения, так как протяженность его маршрута меньше, чем южного, а значит можно сэкономить не только на времени доставки грузов, но и на объемах используемого топлива, на зарплате команде и т.д. Плюс, проход через Суэцкий канал тоже стоит дополнительных средств", - пояснил аналитик.

    Экспорт в Европу другого важного для России сырья - природного газа - по трубопроводу в июле этого года вырос до максимума с августа 2022-го, говорится в докладе Форума стран - экспортеров газа. Но, конечно, это уже не те объемы, что были раньше. С начала года Россия отправила в Европу 14 миллиардов кубометров газа, став лишь третьей по поставкам после Норвегии и Алжира.

    "Экспорт трубопроводного газа из России в 2021 году составил 185,1 миллиарда кубометров, в 2022-м - 100,9 миллиарда, - отметила Тамара Сафонова. - В этом году газ экспортируется по трубопроводам "Голубой поток", "Турецкий поток", "Сила Сибири", транзитному коридору через Украину, а также через территорию Казахстана".

    По словам эксперта, в перспективе увеличить экспорт, а вместе с ним и добычу можно за счет строительства газопровода "Сила Сибири-2" через Монголию.

    Экспорт газа в Европу в этом году снизится по сравнению с 2022-м, уверен Игорь Юшков. При этом некоторое увеличение возможно на Востоке. "Во-первых, начинаются поставки в Узбекистан, где активно растет внутреннее потребление. Плюс каждый год увеличиваются поставки по газопроводу "Сила Сибири". Думаю, можно ожидать роста экспорта на 5-7 миллиардов кубометров в Китай и на 1-2 миллиарда в Узбекистан".

    Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Михаил Калмацкий
    Поделиться