Пока все выглядит как очередная инсценировка для украинской и американской аудитории, но есть и вероятность, что в любой момент для президента Зеленского и его политического наставника все станет всерьез. Последний раз Коломойский сталкивался с украинскими правоохранителями почти ровно год назад, когда в его карпатском шале провели обыск оперативники Национального антикоррупционного бюро (НАБУ). Тогда этим все и закончилось, никакого продолжения история не получила. Хотя еще в марте 2021 года США ввели против Коломойского жесткие санкции. И даже шли разговоры об экстрадиции бизнесмена, поскольку за океаном темные дела олигарха изучаются еще с 2016 года. Только по этой причине он сидит на Украине и не может выехать в Швейцарию или Израиль. Теперь за Коломойского взялась СБУ.
И эта деталь позволяет предполагать очередную инсценировку борьбы с олигархами в исполнении Зеленского. Следует сказать, что дела о мошенничестве и отмывании средств не входят в компетенцию СБУ. Для этого на Украине есть традиционное МВД, недавно созданное Бюро экономической безопасности (БЭБ), то же НАБУ или Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) вдобавок к прокуратуре обычной. Но почему-то именно полностью подконтрольная президенту служба занялась несвойственным ей делом.
Неприятностям Коломойского предшествовали два интересных события. Во-первых, недавний визит всего руководства американской "антикоррупционной вертикали" на Украине - бюро, прокуратуры и суда - в Вашингтон, где с советником Байдена по нацбезопасности Джейком Салливаном многозначительно обсуждалось углубление их "независимости". Во-вторых, совпавшее с этим визитом намерение Зеленского делегировать СБУ дела о коррупции, чтобы под благовидным предлогом обезопасить "своих" людей от представителей тех служб, кто летал в США и президенту не подчиняется.
Впечатление таково, что и выдвижением подозрения Коломойскому - не путать с открытием уголовного дела, и его задержанием Зеленский запустил встречный огненный вал, лишь бы опередить американцев. И от внесения залога в 12 миллионов долларов Коломойский, вероятно, отказался не из жадности, а потому что в камере изолятора СБУ, где, без сомнения, будет обеспечен максимальный комфорт, ему сейчас безопасней.
И, конечно же, публичное давление на Коломойского будет разыграно Зеленским во время визита в Нью-Йорк на Генассамблею ООН, в ходе переговоров со спонсорами и хозяевами. Простых украинцев беды скандального олигарха тоже могут на время отвлечь от переживаний по поводу тотальной мобилизации и житейских тягот. Но в обоих случаях эта медийная составляющая истории выглядит не главной, а приятным совпадением.
Настоящее содержание происходящих процессов в том, что сейчас на Украине идет мало заметная внешним наблюдателям борьба "глубинного украинского государства" - постсоветских олигархов, приватизировавших страну выходцев из "лихих 90-х", и новых глобальных хозяев, международных инвестиционных компаний, банков, транснациональных корпораций, скупающих государство за копейки. И ни Коломойский, ни Ахметов, ни кто-либо еще из списка украинского Forbes им не нужны. Украина здесь не оригинальна: в странах Восточной Европы и Прибалтики когда-то тоже были свои олигархи, и все они не выдержали неравной борьбы с коллективным Западом, лишившись активов, влияния, репутации, а иногда и свободы.
Не случайно деяния Коломойского в Канцлерском суде штата Делавэр рассматриваются по федеральному закону RICO - как против преступной организации. Есть ненулевая вероятность, что окажись он на скамье подсудимых, потянуть за собой может очень многих, чтобы смягчить наказание.
Поэтому попытки Зеленского пусть и таким оригинальным способом не допустить выдачи Коломойского в США - не только благодарность ученика учителю - в наличии таких человеческих доблестей у обоих есть сомнения. И не боязнь грязного компромата, который, вероятно, у олигарха имеется. Это требование всего олигархического класса Украины, а также понимание того, что вслед за Коломойским ненужным глобальному Западу станет и Зеленский вместе с государством Украина.