Как новые страны - члены БРИКС помогут отказаться от нефтедолларов

Возможное присоединение к БРИКС новых членов - нефтедобывающих стран и крупных экспортеров нефти пока не сделают эту организацию весомым игроком на мировом рынке углеводородов. Но новые члены блока могут поспособствовать отказу от расчетов за нефть в долларах, хотя процесс будет совсем небыстрый.
К БРИКС присоединяются крупнейшие экспортеры нефти и нефтепродуктов с Ближнего Востока.
К БРИКС присоединяются крупнейшие экспортеры нефти и нефтепродуктов с Ближнего Востока. / REUTERS

На 15-м саммите БРИКС в Йоханнесбурге страны-участники договорились о принятии в блок шести новых стран, среди которых Саудовская Аравия, ОАЭ и Иран - лидеры по добыче нефти в ОПЕК. Решение предсказуемо вызвало разговоры о том, что БРИКС после этого объединит крупнейших экспортеров и потребителей нефти, не ориентированных на Запад и, более того, способных противостоять ему. В этом есть доля истины, но это скорее дело очень далекой перспективы, а не близкого будущего.

Как отмечает эксперт ИнфоТЭК, доцент Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Андрианов, БРИКС в расширенном составе будет контролировать 39% объема мирового экспорта нефти, 45,99% доказанных запасов и 47,6% всей добываемой в мире нефти. А поскольку в блок также входят такие крупнейшие потребители нефти, как Китай и Индия, то это открывает путь для создания принципиально новой системы взаимоотношений между экспортерами и импортерами углеводородного сырья. Энергетическая мощь БРИКС вряд ли будет использована для каких-либо прямых действий, регулирующих рынок, - новым ОПЕК+ он не станет. Но зато он может послужить площадкой для постепенного формирования нового глобального энергетического порядка, считает эксперт.

При этом сейчас Саудовская Аравия продает свою нефть только за доллары и даже не планирует отказываться от расчетов в них в пользу другой валюты. Курс дирхама ОАЭ и вовсе привязан к доллару, и это сознательная экономическая политика государства.

Страны, уже входящие в БРИКС, достаточно активно взаимодействуют с так называемым коллективным Западом - например, Бразилия, говорит заместитель председателя Набсовета Ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев. Поэтому надеяться, что БРИКС создаст некий координационный орган, который будет следить и управлять поставками энергии по всему миру, маловероятно. Но это и не нужно, на это есть ОПЕК+, а вот отказ от доллара стал бы серьезной вехой в создании независимого рынка углеводородов. Но пока все привыкли рассчитываться в долларах, это всем удобно. А попытки отказаться от него на сегодня сталкиваются с проблемой конвертируемости национальных валют, считает Гусев.

Например, для использования индийских рупий за пределами Индии требуется специальное разрешение Центробанка Индии, отмечает источник в отрасли. Это затрудняет конвертацию средств, полученных за экспорт нефти и нефтепродуктов.

При этом Индии, как и Китаю, - основным покупателям нашей нефти - выгодно рассчитываться за нее в национальных валютах. Но это, оказывается, не очень выгодно России. Нам с учетом проблем с курсом рубля нужны наши же рубли или любая свободно конвертируемая валюта, и здесь мы опять упираемся в доллары и евро, которые привязывают нас к западному рынку.

Альянс БРИКС может послужить площадкой для постепенного формирования нового глобального энергетического порядка в мире

Для формирования новой модели глобальной энергетики необходимо заменить три столпа, на которых базируется прежняя модель, поясняет Андрианов. Это спекулятивное биржевое ценообразование на западных финансовых площадках, привязка торговли энергоресурсами к доллару и технологическая зависимость большинства стран-производителей от американских и европейских корпораций.

Пока по всем трем позициям зависимость стран БРИКС от Запада велика. Но, как отмечает Гусев, никто и не обещал, что от нее можно освободиться по щелчку пальцев. Сейчас делаются первые постепенные шаги в сторону независимости, которые рано или поздно дадут о себе знать.