- Обучение школьников физике - это искусство научить их задаваться вопросами о природе нашего мира и искать ответы на эти вопросы. И именно учитель помогает сделать первые шаги тем, кто впоследствии станет ученым и инженером, - отметил ректор МФТИ Дмитрий Ливанов. - Страсть к исследованию, стремление к поиску истины, энтузиазм научного и конструкторского творчества - все эти качества закладываются на уроках по естественно-научным дисциплинам, в списке которых физика занимает важнейшее место.
Ливанов вспомнил слова выдающегося ученого-физика Льва Ландау, который говорил, что главное в физике - умение пренебрегать.
- Это кажется шуткой, но научиться пренебрегать неважным ради важного, научиться выбирать то, что тебе наиболее интересно, и, наконец, научиться работать и преодолевать трудности в выбранной тобой области, пренебрегать ленью, желанием сдаться и отступиться - это навык, которому необходимо учиться. И этот навык школьники тоже приобретают в школе, пытаясь разобраться в задачах со звездочкой, - добавил ректор МФТИ.
Резолюция съезда содержит рекомендации Минобрнауки России внести изменения в порядок приема в вузы РФ.
Какие?
Для абитуриентов, поступающих на инженерные, физические и технические направления:
- учитывать оценку ЕГЭ по русскому языку в форме "зачет - незачет", установив пороговый балл не менее 50 (предоставив вузам право его увеличения), а конкурсную сумму баллов абитуриентов формировать из оценок ЕГЭ по математике, физике и информатике.
Для абитуриентов, поступающих на направление подготовки "Педагогическое образование", включающее профиль "Физика":
- учитывать оценку ЕГЭ по обществознанию в форме "зачет - незачет", установив пороговый балл не менее 50 (предоставив вузам право его увеличения), а конкурсную сумму баллов абитуриентов формировать из оценок ЕГЭ по математике, физике и русскому языку.
Для минпросвещения тоже есть рекомендации: "Сохранить вариативность линеек учебно-методических комплектов по физике и математике для изучения предмета на углубленном уровне", а еще - обеспечить возможность "более широкого внедрения физического эксперимента и основ инженерного образования в курс физики, во внеурочную и в проектную деятельность в школе".
Учителя физики также поддержали ежегодное проведение "Дня физики" на базе классических и технических университетов и школ и инициативу УрФУ, МФТИ и Образовательного центра "Сириус" о ежегодном проведении на Федеральной территории "Сириус" Международного открытого Турнира юных физиков с приглашением участников из стран БРИКС.
В работе съезда приняли участие более 1 200 педагогов и экспертов из 77 субъектов России.