Эксперт объяснил, почему ЕС стоит на грани сильнейшего промышленного спада

В Германии наблюдается сильнейший экономический спад на фоне повышения цен на энергоносители. Причем аналитики уверены, что это далеко не краткосрочное явление.

"ФРГ рискует потерять от двух до трех процентов своих текущих промышленных мощностей, так как компании будут вынуждены перевести производство в страны с более дешевым газом и электроэнергией", - сказал глава Института экономических исследований Ifo Ханс-Вернер Зинн.

Рост цен на энергоносители, который в ближайшее время продолжит оказывать давление на развитие экономики Европы, стал ключевым барьером для развития промышленности многих стран этого региона, считает и. о. заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления Евгений Смирнов.

В разговоре с "Российской газетой" эксперт подчеркнул, что важно даже не то, что промышленность стран ЕС впервые с начала пандемии столкнулась с угрозой спада, а то, что за последний год она фактически утратила былой импульс своего развития.

Однако ситуация в промышленности Европы не является однозначной и имеют место значительные отраслевые и страновые различия, констатировал Смирнов. Но почему же в ФРГ угроза спада стоит острее, чем в других странах?

"Европейская промышленность демонстрирует свою острую энергозависимость, и в данном контексте Германия, как в наибольшей степени зависевшая от поставок российского газа страна, уже к зиме, по мере роста спроса на энергоносители, столкнется с рецессией, - прогнозирует эксперт. - Что же касается других крупных экономик Европы - Великобритании, Италии, Франции - вероятно, им пока удастся ее избежать".

При этом в ближайшие годы вряд ли промышленность региона сможет выйти на допандемические темпы роста, утверждает Смирнов. Дело в том, что потенциальный объем производства в Европе во многом зависит от поставок энергетического сырья, которое, конечно, можно со временем заменить поставками из других стран, но при этом невозможно обеспечить быстрое восстановление отраслей промышленности, как это было после пандемии, пояснил эксперт. Он также напомнил, что в условиях дефицита энергоносителей в странах Европы приоритет отдается снабжению им домохозяйств, и промышленность (особенно ее энергоемкие отрасли) здесь страдает больше всего.

"Риск дефицита энергоносителей в промышленности дополняется жесткими мерами денежно-кредитной политики, связанной с повышением процентных ставок, что еще больше ухудшает перспективы роста, поскольку некоторые сектора (например, строительство) особо чувствительны к повышению ставок. Сокращение производства может комбинироваться со стагнацией занятости, что свидетельствует о снижении производительности на душу населения", - сказал Смирнов.

Нынешнюю ситуацию в отраслях промышленности наглядно иллюстрирует сводный индекс менеджеров по закупкам в производственном секторе ЕС, который с опережением демонстрирует состояние инфляции и производства. Этот показатель в еврозоне в последние месяцы опустился ниже 50 - границы, меньше которой следует говорить о плохом состоянии производства, снижении деловой активности и спаде.

Интересно, отмечает эксперт, что европейской промышленности с начала 2022 года все еще удавалось избежать рецессии, поскольку были предприняты меры противодействия дефициту энергоносителей, что позволило поддерживать уровень заказов в промышленности. Однако это сделало фискальное пространство более уязвимым, и теперь масштабные меры этой поддержки сворачиваются, констатировал Смирнов. В свою очередь, несмотря на падение цен на энергоносители, их прошлогодний беспрецедентный рост обусловил сегодняшнее низкое потребление и низкое же доверие со стороны потребителей. Нынешняя, упорно стабильная инфляция, сократившая реальные доходы домохозяйств, в сочетании с накопившимися проблемами в промышленности, создает опасный риск стагфляции. Более нестабильное, чем год назад, состояние мировой экономики, привело к снижению спроса на продукцию экспортоориентированных отраслей промышленности Европы.

"Глобальная рецессия вряд ли наступит, но мировая экономика в текущем году замедлится, и ситуация в промышленности и с экономическим ростом в Европе будет наихудшей по сравнению с другими регионами мира", - подытожил Смирнов.