Западный негативный взгляд ведет к ошибкам в понимании российских реалий
    Профессор Зубец: Западные эксперты привыкли трактовать любые российские экономические события исключительно негативно
    Сергей Куксин/РГ
    05.09.2023 13:09
    05.09.2023 13:09
    Поделиться
    Не так давно известная компания NielsenIQ ошарашила нас новостями о том, что у россиян, якобы, с деньгами совсем плохо, и они переходят к крайним мерам экономии, покупают либо совсем маленькие упаковки продовольственных товаров, чтобы один раз поесть, либо очень большие, где на единицу веса цена наименьшая. Средних же по размеру упаковок покупают намного меньше, чем раньше. По мнению компании, интерес к малым и большим упаковкам свидетельствует о сокращении потребительской активности и стремлении сэкономить, а значит, и о недостатке денег у населения.

    На мой взгляд, все совсем не так, просто прямо наоборот. Маленькие упаковки - это чаще всего нарезки, 100-150 гр. дорогой колбасы или чего-то подобного. Если их стали чаще покупать, значит у людей стало больше денег побаловаться деликатесами. А крупные упаковки берут чаще, потому что реальные доходы населения растут, хоть не слишком быстро, но они увеличиваются. Соответственно, россияне могут себе позволить колбасу потолще и подлиннее.

    Жаль, что представители уважаемой компании привыкли трактовать любые события российской экономической жизни исключительно с позиций негатива, что приводит к достаточно очевидным ошибкам в понимании российских реалий.

    То, что у людей больше денег, подтверждается, во-первых, оборотами розничной торговли. В июле они выросли более чем на 10% по сравнению с июлем прошлого года. Во-вторых, реальные доходы граждан в 1 полугодии выросли на 5% против 1 полугодия прошлого года, реальные зарплаты, здесь последние доступные данные за июнь - увеличились больше чем на 10%. Кроме этого, растущая платежеспособность граждан подтверждается статистикой рынка крупной бытовой техники, автомобилей и прочих дорогих благ. Исследования Финансового университета также не указывают на недостаток денег и стремление к экономии. А Центральный банк, чтобы избежать перегрева рынка, существенно поднял учетную ставку. Так что люди не нищают, а совсем наоборот. Наверное, мы с Центробанком видим что-то, чего не видит компания NielsenIQ. Может, им тоже посмотреть вокруг себя повнимательнее?

    Алексей Зубец
    профессор Финуниверситета при Правительстве РФ
    Поделиться