Напомню: в Москве сейчас есть две более-менее серьезные альтернативы общественному транспорту и такси: это речные трамваи и канатная дорога. Насколько эффективна их работа именно как транспортных объектов, а не как туристических развлечений? По последним официальным данным, московская канатка, которая связывает смотровую площадку на Воробьевых горах и спорткомплекс "Лужники", за год перевозит около 1,9 миллиона пассажиров. Время в пути через Москву-реку составляет всего 5 минут, впечатлений же хватает чуть ли не на несколько месяцев. Проезд стоит от 120 до 450 рублей в зависимости от дня недели. Добраться на другой берег Москвы-реки традиционным транспортом тоже можно. Пройти минут 10 пешком, сесть в автобус - и еще через 10 минут уже находишься в точке B. При этом расходы на проезд составят максимум 60 рублей, а по "Тройке" - 50. Тот же путь на такси реально проделать и вовсе за 10 минут. Правда, в пиковые часы в условиях повышенного спроса, по данным сервиса "Яндекс.Такси", заплатить придется около 400 рублей. Таким образом, канатка оказалась самым быстрым транспортом между двумя точками, но в то же время относительно дорогим.
"На данный момент такой транспорт, особенно канатная дорога, больше работает все-таки как туристический объект, но строительство новых маршрутов может стать более удобной и быстрой альтернативой добраться до места и облегчить жизнь горожан, - отметил Олег Шутенко. - Одним из ярких примеров является канатная дорога через Волгу, которая соединяет город Бор с Нижним Новгородом". По мнению руководителя факультета, важнейшим вопросом здесь является цена. Если стоит задача сделать канатку действительно транспортом, а не аттракционом, то ее стоимость должна быть сопоставима с другими видами перевозок.
Цены же снизятся, скорее всего, тогда, когда канатная дорога станет в городе не единственной. И несколько вполне реальных проектов уже обсуждались в городе. Например, было подсчитано, что новая канатная дорога над Химкинским водохранилищем соединит районы Южное и Северное Тушино с Левобережным районом. Благодаря этому вместо нынешних 50 минут пассажирам потребуется на дорогу всего 10 минут. Но проект так и повис в воздухе, так как желающих вложить в него частные деньги не нашлось. Но не нашлось вчера, а завтра, вполне возможно, от них отбоя не будет.
Речные трамвайчики в Москве ходят пока только от причала у ЖК "Сердце столицы" до Киевского вокзала. Время в пути составляет 57 минут, а стоимость перевозки 150 рублей. Если использовать обычный наземный транспорт, то с учетом дороги до остановки тайминг поездки дойдет до 38 минут и 50 рублей по минимальному тарифу. Такси будет ехать всего 26 минут, однако заплатить придется более 450 рублей. Казалось бы, расклад явно не в пользу акваэлектробусов, как еще называют речные трамваи, однако статистика показывает, что динамика речных перевозок нарастает: только за два месяца существования первого регулярного маршрута в Москве пассажиры совершили более 135 тысяч поездок. Это 3,5 тысячи рейсов.
"Здесь все более очевидно: за короткий срок с момента запуска речные суда уже смогли интегрироваться в городскую транспортную систему", - полагает Олег Шутенко. Главное, регулярные речные перевозки включены и в популярные навигационные системы, в том числе в "Яндекс.Транспорт". Сейчас пассажиры в транспортном приложении могут видеть не только график движения судов, но и расчетное время прибытия к тем или иным причалам.