Выкроить время для встречи с корреспондентами "РГ" Али Исмаилову было непросто: в эти дни в его неврологической клинике полным ходом идет ремонт, однако прием пациентов он не прервал. Ежедневно к нему за помощью обращаются 30-40 человек - домой не уходит, пока не выслушает последнего посетителя. Да и мы сами стали свидетелями возникновения очереди: все сорок минут нашей беседы телефон доктора на столе разрывался от звонков, а три длинные скамьи у двери кабинета полностью заняли ожидающие. В чем секрет такой востребованности?
- В школе я увлекался биологией и химией, но идея стать врачом возникла примерно в 14 лет, - рассказывает Али Исмаилов. - Мое детство прошло в постоянном общении с докторами и, помню, находясь на лечении в Москве в психоневрологическом диспансере при больнице, увидел такую картину: мама с молящим взглядом расспрашивает врача о ребенке. Конечно, расстояние не позволило услышать детали разговора, но сам момент меня захватил, я вдруг явственно ощутил и переживание женщины, и силу, исходящую от врача.
Ближе к выпускному классу Али все же держал про запас юридический факультет, там хотя бы можно было учиться заочно. Судьбу решил семейный совет: отец посчитал, что медицинское образование все-таки принесет больше пользы старшему сыну, причем сдавать экзамены в Грозненский университет он будет одновременно с мамой, чтобы они присматривали друг за другом. До этого момента Тамара Дошлиговна занималась хозяйством, воспитывала пятерых детей, ей шел 35-й год, а в 90-е такой возраст был предельным для поступления на очное отделение.
- В итоге мы оба успешно окончили медицинский, но специализации у нас разные: мама стала рентгенологом-маммологом, я пошел в неврологию, - продолжает Али. - Во время учебы на втором курсе в регионе возобновились боевые действия. Мы перевелись в Самарский государственный медицинский университет, а там приходилось много двигаться - учебные корпуса были разбросаны по всему городу. Тогда, чтобы вы понимали, я ходил под руку с мамой, в моем кармане всегда лежал платок - в любое время я мог упасть, и мне нужно было протереть колени. Но к выпуску я передвигался уже самостоятельно. Благодаря чему такой прогресс? Времени на реабилитацию не оставалось, и я постоянно делал физические упражнения, а еще помогла умственная деятельность. Все неврологические препараты направлены на улучшение мозгового кровотока, а учеба, чтение книг также стимулируют эти процессы.
Когда Али пришел в ординатуру, многие врачи отказались брать его к себе. А вот руководитель Центра рассеянного склероза на базе областной клинической больницы в Самаре Галина Тимофеевна Долгих, наблюдая реакцию коллег, сказала, что ей помощники лишними не будут. Она обучала начинающего врача профессии, разъясняла все нюансы, но могла и поругать. Али признается, что неврологический молоточек, который она подарила в первый день, уже изрядно потерт, но он им пользуется до сих пор.
В Грозном новоиспеченный специалист-невролог сначала устроился в республиканскую больницу. Главный врач направил Али в поликлинику, куда, в общем-то, мало кто стремился из-за огромного потока пациентов. Юность доктора, который за столом больше смахивал на школьника, вызывала у посетителей недоверие. Однако на приеме Исмаилов успешно проработал пять лет, а затем еще несколько лет заведовал отделением в детском реабилитационном центре. И уже в то время зародилась мысль о собственной клинике.
- Едва вернувшись в Грозный, я сразу обошел врачей... в качестве пациента, так сказать, разведал обстановку, смотрел, как они ведут прием, и пришел к выводу, что из-за большой бумажной нагрузки, да и что скрывать, крошечных зарплат, у многих не остается сил даже на элементарное человеческое сочувствие, - делится невролог. - Лично мне хотелось роста, свободы действия. Собственная клиника в этом плане выгоднее, чем практика в государственном медучреждении. Рентабельность зависит от бренда - имени самого врача. Конечно, есть определенные трудности. Я бы даже сказал, что для открытия своего бизнеса необходимо иметь определенный склад мышления. Сильную поддержку оказала семья. Помню, как вместе с женой мы белили стены в первом арендуемом помещении.
Сейчас в клинике Али Исмаилова работают гастроэнтеролог, специалисты по иглоукалыванию, проведению энцефалографии (ЭЭГ и ЭМГ). При этом сам Али ведет консультативный прием, назначает лечение, при необходимости отправляет больного на обследование. Стоимость одного посещения составляет 1,5 тысячи рублей. Конечно, большинство людей старается воспользоваться услугами по ОМС.
Часть историй болезни связана с чеченским менталитетом, когда возникают проблемы из-за семейных разладов. Али Исмаилов вспоминает женщину, которая впала в депрессию после развода, трое детей остались в семье мужа. Она просила доктора выписать ей любые эффективные лекарства, но невролог сумел убедить ее - силы нужно искать внутри себя. И действительно через несколько лет пациентка сумела наладить свою жизнь - снова вышла замуж, открыла книжный магазин.
Сам Али Исмаилов считает себя больше исследователем, нежели предпринимателем. Последние три года он участвует в командном IT-проекте разработки браслета с системой контроля и предупреждения эпилептических приступов с использованием искусственного интеллекта. Разработку, получившую в 2021 году финансовую поддержку Фонда содействия инновациям, назвали "Эпихелпер". На выделенные средства авторы успешно провели научные и тестовые испытания.
- В случае приступа браслет рассылает сообщения на номера родственников, показывает геолокацию больного, - поясняет невролог. - Система напоминает о необходимости приема препарата, пополнения его запаса, анализирует режимы сна и бодрствования и многое другое.
Сейчас разработчики уже заключили письменные соглашения с китайскими промышленниками, имеющими опыт производства медицинских изделий индивидуального применения и готовы приступить ко второму этапу реализации проекта. .
Кстати
По данным прошлогоднего опроса "СберСтрахования" среди услуг, которые россияне хотят получать в платных клиниках, чаще всего упоминаются консультации профильных специалистов, а также сдача анализов. Посещать за свои деньги респонденты предпочли бы в первую очередь стоматолога (36 процентов), кардиолога (20 процентов) и невролога (13 процентов). Россияне не стремятся пользоваться платными услугами часто: 64 процентам опрошенных достаточно одного-двух раз в полгода, а 20 процентам хватает и раза в год.