Поделиться

    Развитие Северного морского пути может опередить прогнозы

    В начале августа Минтранс РФ обнародовал паспорт федерального проекта "Развитие Северного морского пути", в котором был скорректирован ряд плановых показателей по развитию самой северной морской магистрали страны. Согласно этому документу, занимающему 133 страницы, суммарную мощность морских портов вдоль СМП к 2025 году предполагается нарастить с 32 до 83 миллионов тонн в год, а объем грузоперевозок - до 80 миллионов тонн в год.

    Срок открытия круглогодичной навигации на трассах Севморпути немного сдвинут. Первоначально ее предполагалось открыть зимой 2023/24 годов, сейчас - на год позже, в зимний сезон 2024/25 годов. Также, согласно документу, в 2024 году объемы грузоперевозок должны достичь 80 миллионов тонн, а к 2030 году - 150 миллионов тонн. При этом в Министерстве развития Арктики и Дальнего Востока РФ считают, что результаты следующего года по грузоперевозкам составят 90 миллионов тон, а в 2030 году они превысят 215 миллионов тонн. Иными словами, есть вероятность, что показатели первоначального плана развития СМП будут достигнуты на пять лет раньше.

    В 2022 году грузопоток по Севморпути уже превысил 34 миллиона тонн и опередил более чем на два миллиона тонн обозначенный ранее целевой показатель. Как отметил представитель госкорпорации "Росатом" по вопросам развития Арктики Владимир Панов, более чем вдвое увеличится и количество грузовых рейсов по СМП. В 2024 году планируется совершить 1747 рейсов, В 2030-м - 3381, а в 2035-м по Севморпути предполагается сделать 3895 рейсов.

    Помимо этого, планируется провести съемку рельефа дна в акватории Северного морского пути и на лимитирующих участках Енисейского залива, рек Колыма и Енисей, а также обновить карту глубоководных путей по всей протяженности трассы для транзитного прохода судов с осадкой до 15 метров. Также в планах до конца 2023 года модернизировать гидрографическое судно "Петр Котцов", в 2024 году - гидрографическое судно "Алексей Марышев", а на 2024 год запланирован ввод в эксплуатацию головного гидрографического судна класса Arc7.

    Согласно паспорту, будет создана цифровая экосистема Северного морского пути, включающая в себя единую платформу цифровых сервисов, предоставляемых судам, работающим в акватории СМП.?Предусмотрено и строительство ледокольного флота: третий серийный универсальный атомный ледокол (УАЛ) проекта 22220 должен быть введен в эксплуатацию в 2024 году, в 2026 году - четвертый. В 2027 году запланирован ввод в эксплуатацию головного атомного ледокола проекта 10510 "Лидер". В 2028 году будет построен пятый серийный атомоход проекта 22220, а в 2030 году - шестой. Кроме того, в 2029 году должно вступить в строй головное многофункциональное судно атомно-технического обслуживания (МСАТО) проекта 22770, предназначенное для выполнения полного комплекса работ по перезарядке реакторных установок атомных ледоколов и плавучих сооружений с ядерной энергетической установкой.

    Как отмечают эксперты, российские нефтедобывающие компании, оказавшись под санкциями, уже сегодня все активнее пользуются Северным морским путем для доставки нефти в страны ЮВА и Китай. Преимущественно это относится к нефти Urals, транспортируемой из портов Балтики. Пока большая часть нефти из России транспортируется в Китай и Индию через Суэцкий канал. Безусловно, северный маршрут короче и легче - по крайней мере летом, но на практике так бывает не всегда. На ряде участков СМП ледовая обстановка бывает тяжелой, свою лепту вносит нехватка ледоколов и танкеров повышенного арктического класса.

    Об этом говорит практика нескольких рейсов танкеров в июле. Суда использовали ледокольную проводку, однако в Восточной Арктике льды оказались насколько тяжелыми, что доставка грузов заняла около 50 дней - практически столько же, сколько и через Суэц.

    Однако в августе ледовая обстановка в этом районе СМП стала существенно легче, и у танкеров появилась возможность увеличить скорость. На данный момент российские поставщики нефти, отправляющие черное золото в Китай, при использовании СМП на круговом рейсе могут сэкономить до 20 дней.

    - По Севморпути уже отправлены семь танкеров с нефтью. Два танкера ушли из Мурманска, два отправлены из Усть-Луги и три танкера из Приморска, - отметил Михаил Григорьев, директор консультационного центра "Гекон". - Двум судам пришлось провести неделю в ожидании подхода ледоколов и улучшений ледовой обстановки, но другие суда продолжают путь безостановочно. В порты Китая они прибудут в сентябре.

    В 2022 году грузопоток по Севморпути опередил на два миллиона тонн обозначенный ранее целевой показатель

    Правда, пока подобные перевозки остаются сезонными. Дело в том, что танкеры, стартовавшие из Балтики, имеют ледовый класс Ice3 и Arc4 из балтийских портов, а из Мурманска - Arc4 и Arc5. Суда класса Ice3 могут находиться в акватории СМП только до 15 ноября. Ограничения по условиям плавания, особенно в восточной части СМП, имеют и корабли классов Arc4 и Arc5.

    Как отмечают эксперты, чтобы решить эту проблему, необходимо как можно скорее реализовать программу строительства ледоколов. Только благодаря им можно в кратчайшие сроки уйти от сезонности перевозок Северным морским путем. Но для арктических морских перевозок нужны не только ледоколы, но и суда повышенного ледового класса. Строительством подобного флота не занимался еще никто в мире. Сегодня федеральные власти уже готовят предложение по строительству данных судов для работы на трассах СМП, которое должно быть представлено в правительство до 1 декабря 2023 года. Также готовится концепция формирования тарифов на услуги по ледокольной проводке в акватории Севморпути - на сегодня тарифы сухопутной перевозки грузов по железной дороге остаются более выгодными для грузоотправителей. При необходимости эта концепция должна предусматривать субсидирование ледокольной проводки. В правительство она должна быть внесена к 1 декабря 2024 года.

    Прямая речь

    Игорь Левитин, помощник президента Российской Федерации:

    - В перспективе мы видим Северный морской путь как один из глобальных мировых проектов - как международный транспортный коридор. Для России главная задача сейчас - обеспечить выход на СМП по железной дороге и внутренним водным путям. Потому что Транссиб с пределом в 220 млн тонн не может обеспечить вывоз российских грузов. Сегодня Транссиб перестал быть транзитной магистралью, логистика уходит на север и юг. Для организации международного транзита по СМП необходимо установить правила для международных транзитных перевозок. Причем сделать это надо быстро, чтобы не упустить поток грузов, который уйдет на юг.

    Поделиться