Алкогольный вопрос в Калининградской области давно стоит остро. Особенно печально ситуация обстоит в небольших муниципалитетах российского эксклава, где на небольшой площади в райцентре может быть до пяти торговых точек, торгующих алкоголем. Речь идет только о магазинах. К этому следует добавить так называемые точки общепита, которые могут продавать горячительные напитки сутками напролет.
Популярность современных рюмочных крайне высока. Только за первое полугодие 2023-го калининградцы, по данным Росалкогольрегулирования по СЗФО, закупили в магазинах свыше 120 миллионов литров алкоголя, не считая пива и продукции на его основе. Для примера: в прошлом году этот показатель был на 1,3 миллиона литров меньше.
- Для нас важно понять, как региональный бизнес отреагирует на данное решение. Поэтому пока мы говорим лишь о рамочном проекте закона. Это уникальная инициатива Калининградской области. В других субъектах нашей страны такой практики пока нет, - рассказала министр регионального контроля Калининградской области Елена Серая. - Пока проект нормативно-правового акта относится только к магазинам в многоквартирных жилых домах. Торговые сети региона он не затронет.
По словам министра, триггером для ужесточения торговли горячительными напитками послужили многочисленные жалобы калининградцев. Однако если раньше основной упор власти делали на общепите или торговых точках, которые ловко под него маскируются, то сейчас фокус сместился на розницу. Главный вопрос, который предстоит разрешить перед принятием регионального закона, - что делать с магазинами, которые уже торгуют не один год и расстояние между которыми составляет менее ста метров. Пока один из рабочих вариантов - позволить им доработать до конца действия лицензии без санкций, после чего однократно продлить ее на очередную пятилетку.
Не совсем понятна ситуация с магазинами у дома, вынужденными из соображений рентабельности устанавливать стеллажи с алкогольной продукцией. С точки зрения будущего закона повезет той торговой точке, с которой, грубо говоря, начнут стометровый отсчет.
- Речь здесь идет о здоровой конкуренции, ведь магазины, как правило, появляются там, где есть проходимость. То же касается и торговых точек внутри жилых домов. Если говорить о ретейле, то новые ограничения могут просто лишить его необходимого трафика и относительно дешевой по меркам региона аренды помещений, - подчеркнул заместитель генерального директора крупной торговой сети Калининградской области Алексей Елаев.
Бизнес настаивает, что выбранное ограничение в сто метров является некорректным, поскольку ставит предприятия торговли в неравные условия на региональном рынке. В качестве примера предприниматели приводят старый запрет на продажу алкоголя вблизи школ, детских садов, больниц и спортивных учреждений. Здесь все продавцы находятся в равных условиях. В предлагаемом правительством области нормативном акте, по мнению бизнес-сообщества, одна торговая точка, продающая горячительные напитки, ставится в зависимость от другой. На практике это приведет к недобросовестной конкуренции и "выдавливанию" отдельных организаций с рынка.
- Инициатива регионального министерства контроля, на наш взгляд, требует доработки. Ее главный минус заключается в том, что проект нормативно-правового акта не решает проблему с обилием магазинов, продающих алкогольную продукцию, в жилых домах. Сегодня никто не мешает таким ретейлерам при наличии лицензии просто поставить внутри условную барную стойку и переквалифицироваться в общепит. В результате они выпадут из зоны действия ограничительного закона, - подчеркнула бизнес-омбудсмен Калининградской области Светлана Нижегородова.
То же касается и уже работающих в домах точек общепита, для которых продажа крепкого алкоголя является лицензированным видом деятельности. Если площадь таких заведений соответствует установленным нормативам, то стометровые ограничения их вовсе не коснутся, заключила эксперт.
Тем временем жители региона правительственную инициативу, напротив, поддерживают и активно ратуют за закрытие дворовых рюмочных. Ведь нередко возникают ситуации, когда купленные в "наливайках" напитки начинают распивать прямо на скамейках во дворах многоэтажек. Отсюда регулярные конфликты с последующим вызовом полиции. Пока же региональным властям предстоит найти баланс между позицией калининградцев и претензиями бизнеса, который не готов терять самый маржинальный продукт.