Любой учебный материал лучше всего усваивается, когда подается в увлекательной, игровой, наглядной форме. А когда речь заходит об изучении своей страны, то это становится справедливым в двойне. Изучать культуру, природные особенности и исторические достопримечательности нашей разнообразнейшей родины, конечно, лучше всего не только по учебникам. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Экскурсионные программы в рамках школьного обучения, не просто расширяют кругозор подрастающего поколения и помогают закрепить изученный материал, но также дают почву для того, чтобы гордиться своей страной, пробуждают желание путешествовать и изучать родной край.
"Образовательный туризм, несомненно, перспективное направление, - отметил первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации Александр Бугаев. - Его особенностью является возможность получать знания о культурном и природном наследии нашей страны в интересных форматах. Воспитание целеустремленного и эрудированного молодого поколения, знающего свой край и страну и испытывающего гордость за нее, - одна из важных задач, стоящих перед отечественной системой образования".
Благодаря Всероссийской программе "Классная страна", созданной по инициативе АСИ, было принято решение привлечь школьников к разработке экскурсионных маршрутов, которые войдут в школьную программу. Детские и взрослые команды работали над созданием концепции образовательных программ путешествий по пяти тематическим трекам: "культура", "история и патриотизм", "экология", "наука", "спорт и здоровый образ жизни".
Вместе с экспертами команды работали начиная с формирования замысла путешествия в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и заканчивая проектированием туристического маршрута.
Команды собирали запросы учащихся по желаемым форматам мероприятий, активностям и региональным точкам притяжения. Педагоги работали над формированием учебно-методических комплексов по каждому путешествию с учетом учебного плана школы. Представители туристических объектов презентовали свои возможности, а затем включались в формирование концепции будущего образовательно-туристического продукта с туроператорами, учителями и школьной командой, которая дополняла программу смыслами, придумывала героя для каждого путешествия и проверяла маршруты на соответствие своим ожиданиям.
На данный момент разработано более 100 концепций образовательных программ путешествий, которые станут частью школьной программы.
Разработанные образовательные путешествия интегрируют в учебный процесс сначала в пилотных школах 22 регионов-участников. Это Амурская, Волгоградская, Воронежская, Запорожская, Иркутская области, Кузбасс, Нижегородская, Новгородская, Самарская, Тамбовская, Тульская, Ульяновская области, Камчатский, Красноярский, Ставропольский края, республики Бурятия, Дагестан, Карелия, ЛНР, Санкт-Петербург, Севастополь, а также Ямало-Ненецкого автономного округа.
По словам руководителя Всероссийской программы АСИ "Классная страна" Анастасии Цыбулевской, комплексные решения, которые разработали в регионах, внедрят в учебный процесс пилотных школ в рамках внеурочной деятельности или программ дополнительного образования. Команды также получат возможность реализовать свои проекты на уровне всей страны. "Таким образом наши дети смогут узнавать страну не только по учебникам, а сформируют привычку путешествовать, обучаться новому, смогут определиться с выбором будущей профессии и гордиться своей великой страной", - подчеркнула Анастасия Цыбулевская.
Уже этой осенью команда "Классной страны" отправится в регионы-участники для того, чтобы очно апробировать созданные программы путешествий. Эксперты увидят готовый маршрут, примут участие в обязательных мероприятиях, включенных в учебно-методический комплекс: открытом уроке, интерактивных занятиях и проектно-исследовательской деятельности. Доработанные образовательно-туристические продукты команды представят в конце ноября в Москве. В декабре, на итоговом форуме, объявят победителей "Классной страны" в 2023 году.