- Должно было пройти достаточно много времени, чтобы общество осознало значимость этого спектакля и перестало видеть в нем исключительно "пощечину общественному вкусу" и желание сбросить классику с парохода современности. Только с 1980-х годов, с возросшим интересом к русскому авангарду, появились первые робкие попытки воспроизвести текст Велимира Хлебникова и Алексея Кручёных, трудно воспринимаемых без определенной подготовки. Иногда для оценки нужно даже не сто лет, а более. Далеко не все оказываются понятыми и признанными при жизни, - говорит художественный руководитель Стас Намин.
А потому, когда несколько лет назад театр взялся воссоздать для нового зрителя спектакль начала XX века, то сделать это решили, чтобы люди смогли увидеть всю полноту замысла и художественную ценность высказывания футуристов. Ведь неслучайно именно в "Победе над Солнцем" впервые появился знаковый для супрематизма и авангарда "Черный квадрат" Казимира Малевича. Картина была задником к декорациям, что, в том числе, сохранили в спектакле театра Стаса Намина. Если считать, что черный цвет является поглощением всех спектров, то "квадрат" можно рассматривать как наслоение множества культурных эпох, он лишь на первый взгляд кажется человеку чисто черным.
- То было их гениальное предвидение трагедии начинающегося века. Но так же как и сам Малевич в конце жизни возвратился из супрематизма в романтику импрессионизма, так и свержение с пьедесталов всей существующей классики по сути есть не отрицание ее, а необходимый фундамент для провозглашения нового, революционного взгляда на искусство, - убежден Стас Намин.
- Черный квадрат - одна из вершин искусства XX века. Это кажется, что просто создать нечто подобное: нарисовать квадрат и закрасить черной краской. Но как сделать так, чтобы простая по форме геометрическая структура стала отражением сложной личности автора. По сути, в квадрате зашита душа самого Казимира Малевича, - отмечает артист театра Стаса Намина Владимир Филиппов.
Именно поэтому сегодня так интересно пытаться разгадать один из самых противоречивых спектаклей прошлого столетия.
- Современному человеку хочется смотреть на искусство и пытаться вычленить не только фантазию автора, но и считать личный код и тот смысл, который он открывает лично для тебя, зрителя, сидящего в зале и внимательно наблюдающего за происходящим на сцене. Именно на эти шифры и символы откликается сегодня нутро человеческое, - считает Владимир Филиппов.
При этом, по его мнению, "Победа над Солнцем" не требует от человека какой-то особой подготовки, скорее желания принять определенные условия постановки этого спектакля и существования на сцене. Артист уверен, что даже если смыслы, скрытые в спектакле, могут показаться запутанными, то не откликнуться на энергию, заложенную его создателями, просто невозможно. Каждое слово Хлебникова, каждый звук, придуманный Матюшиным, обладает невероятной силой и собственной энергетикой.
- Но в целом, конечно, зритель должен знать, на что он идет, хотя бы почитать на сайте театра описание спектакля. И я не имею ввиду только наш театр, а театр как институцию, - говорит артист.
Если говорить о музыкальной составляющей, то, к сожалению, первоначальная партитура, написанная Михаилом Матюшиным, практически не сохранилась. До нас дошли только некоторые страницы. Музыкальный руководитель театра Александр Слизунов переложил сохранившиеся фрагменты, создав единую композицию. И если Владимир Маяковский задавался вопросом, можно ли передать музыку посредством самых "неподходящих" предметов и сыграть ноктюрн на флейте водосточных труб, то в произведении Матюшина можно расслышать и скрежет расстроенного рояля, и шум гудящего мотора, и грохочущий отбойный молоток, и прочие звуки, в реальности далекие от какой бы то ни было гармонии. Однако в сочетании со сценографией, хореографией и визуализацией эти звуки выстраиваются в музыкальный ряд, в котором ощущается движение времени, сдвиг тектонических плит и вращающееся колесо истории.
Сегодня, когда мир меняется с большой скоростью, а технологии способны творить настоящие чудеса, произведение футуристов обретает новый подтекст. Мы вновь задаемся вопросом, не сбросит ли уже искусственный интеллект с парохода современности привычных творцов и не появится ли вскоре источник энергии, способный тягаться с силой солнца. А пока остается желать, чтобы свет проступил сквозь темный квадрат, а "Победа над Солнцем" одерживалась только на сцене.
Публика, собравшаяся в Лужниках, определенно приняла спектакль куда радушнее, чем это было с его предшественником.