05.09.2023 00:01
    Поделиться

    Зачем дипломату все жанры жизни. Искусство быть Швыдким

    Представьте, какой успех на информационном рынке, проникающем во все поры закулисья, имели бы мемуары Михаила Швыдкого. Человека, который был министром культуры страны и первым начальником телеканала "Культура", который руководит Театром мюзикла и выполняет по должности специального представителя президента самые деликатные поручения. В школе он сидел за одной партой с Игорем Костолевским (моложе которого на пять дней), а такое впечатление, что он учился в одной школе со всеми звездами отечественной культуры.

    И вдруг вместо заслуженных такой биографией мемуаров в издательстве АСТ выстреливает книга Михаила Швыдкого "Культурная революция", собранная из колонок, выходящих по средам в "Российской газете".

    Газета ведь живет один день, и что, такая книга - для вечности? Как один из свидетелей, "проходящих по делу", настаиваю, да. Ибо, "тексты из "Российской газеты" - честнее, - убежден Михаил Ефимович. - Как часть моей жизни и общественной кардиограммы прошедших пятнадцати лет".

    Мемуары ведь хитрая штука, даже если человек не сводит счеты с современниками, память услужливо облагораживает прошлое в тему "я и другие".

    Колонки Швыдкого в "РГ" - это всегда про других и про актуальное сегодня. С умом и болью, с переживанием и восторгом. Знаете ли вы, сколько у него друзей? Вот-вот, читайте, считайте. Не случайно эта собирательная книга начинается текстом "Где Грант, где Максуд?". У автора нет никаких иллюзий по поводу так называемой народной дипломатии, которая зависит от воли политических верхов, но ни один межнациональный конфликт нельзя завершить без возвращения доверия народов друг к другу. Как сегодня не хватает талантливых мудрецов - великих писателей Гранта Матевосяна и Максуда Ибрагимбекова, которые строили, а не взрывали мосты понимания между армянским и азербайджанским народами, сопротивляясь национальным повесткам в радикальной редакции. Швыдкой не раз сидел с ними за столом, дегустировал национальные напитки (без застольного дара какой из тебя дипломат?). Но за столом сидим все мы, а делать с дружбой государственную работу, а из работы сотворять дружество на всю жизнь умеют единицы. Всегда поражаюсь, как деликатно внимателен Михаил Ефимович к людям, творившим искусство большой страны, как в непростые времена заказал мюзикл "Золушка" Раймонду Паулсу, как провел памятный вечер народной артистки СССР Нани Брегвадзе…

    Швыдкой - это не фамилия. Это должность в отечественной культуре и дипломатии

    В эти дни на Международной книжной ярмарке в Москве Швыдкой представил не только свою книгу, но и Александра Карлюкевича, председателя Союза писателей Беларуси. С ним и с украинцем Борисом Олейником в 2015 году они придумали "Минскую инициативу", чтобы дать хоть какую-то общую точку опоры для молодых художников и писателей трех славянских стран. Делай, что должно. Сама была свидетелем, как могут договариваться и надеяться люди. Инициативу сейчас заглушил грохот канонады, но возрождение невозможно без паромщиков культур и народов. Они очень штучные и мужественные люди.

    7 сентября Московский театр мюзикла, которым руководит Михаил Швыдкой, откроет новый - уже 13-й сезон - мюзиклом "Принцесса цирка". Фото: РИА Новости

    Говорят, в китайском языке слово "кризис" состоит из двух иероглифов: опасность и возможность. Уникальный коллекционер и творец возможностей не только на постсоветском пространстве, Михаил Ефимович в этом году взвалил на свои плечи еще одну, казалось бы, неподъемную ношу. Во времена разгула русофобии и отмены культуры он возглавил Международный театральный фестиваль им. Чехова после смерти Валерия Шадрина. Что из этого следует? Следует то, что Швыдкой написал не только одну из самых щемящих своих колонок в "РГ" памяти своего друга и продюсера, но и продолжает упорствовать по делу, что для людей театра Россия должна оставаться своеобразной Меккой, и лучшие спектакли мира приезжают к нам в гости.

    Я благоговейно добавляю, что после Людмилы Ивановны Швецовой Михаил Ефимович - бессменный председатель Попечительского Совета Международного Пушкинского конкурса для педагогов-русистов, который уже 23-й год проводит "РГ" вместе с правительством Москвы. И он опять будет с нами в эти выходные на торжественной церемонии награждения лауреатов из 18 стран. При его-то занятости, при его мидовских командировках, только в последнее время были Индия и ЮАР…

    А сколько времени и эрудиции требует его субботняя передача "Агора" на телеканале "Культура", которая начинает новый сезон 16 сентября. Попробуй поговори на равных с учеными об искусственном интеллекте, который может стать могильщиком цивилизации, но никогда не заменит человека, потому что у него нет совести.

    Всегда поражаюсь, как можно так много помнить и знать. Для меня шедевральным было выступление Михаила Ефимовича в Ашхабаде, когда он без бумажки обратился по имени-отчеству не только к президенту Туркмении, но и председателю правительства, вице-премьеру, министру культуры. Зал благодарный в ответ аплодировал так, что редкий артист подобное вспомнит.

    Секрет памяти Швыдкого можно обнародовать (он однажды и сам проговорился в эфире): повторяю примерно сто телефонов нужных мне людей, для гимнастики перемножаю в уме трехзначные цифры… Я попробовала последовать. И чтобы не выглядеть совсем никак, бодро перемножила 25 на 25. Всего лишь.

    Что такое колонки Швыдкого в "РГ"? Это точка зрения высокопоставленного, глубоко информированного автора, который владеет искусством возможного сказать все, не сказав лишнего. Идет ли речь о реституции или о попытках новой цензуры, о фестивале русской культуры в Японии или о безумии кураторов знаменитого музея, переименовавших "Русскую танцовщицу" Эдуарда Дега в "Танцовщицу в украинском наряде".

    Есть еще тексты, которые про себя называю тосты, когда Михаил Ефимович отмечает-замечает-поздравляет великих людей, которые, так по жизни получилось, оказались его друзьями. Это тоже очень важный жанр. Окрыляющий и вдохновляющий. И еще есть тексты, которые запоминаешь на всю жизнь. Например, как колонка, посвященная советскому песенному классику, автору "Подмосковных вечеров": "Когда звучит песня "Услышь меня, хорошая…", у меня всегда глаза на мокром месте. Эту песню Соловьев-Седой написал для своей глухонемой дочери".

    Эту книгу я читаю 15 лет с надеждой: продолжение следует.

    А в это время

    Тест на любовь в театре мюзикла

    Выбрав свой Московский Театр мюзикла для презентации книги "Культурная революция", состоящей из лучших колонок в "РГ", Швыдкой совместил свои главные творческие высказывания. Театр - с высказыванием общественно-культурным: "Некоторые уважаемые издательства предлагали мне заняться воспоминаниями. Но эта работа вызывала во мне чистейший ужас - память будет услужливо выталкивать на поверхность лишь облагороженные да и к тому же далеко не всегда достоверные факты, которые никому не нужны.

    Мне посчастливилось жить в эпоху перемен. Я был их участником и свидетелем. Часть моих свидетельских "показаний" собрана в этой книге". Выступая перед журналистами, Михаил Швыдкой несколько раз повторил: это всего лишь собрание колонок. Да, колонка - это анализ текущего, автор выражает тут свой взгляд на актуальное событие и его участников, героев нынешних дней.

    Среди его героев - Михаил Барышников, Ирина Антонова, Юлия Пересильд, Александр Чубарьян. А среди событий - отмена русской культуры на Западе, конфликт Армении и Азербайджана, открытие знаковых художественных выставок в Москве, Нью-Йорке, Токио… Но собранные вместе, эти текущие колонки дают панораму жизни страны за последние 15 лет - со всеми ее деталями, пусть и непривычными, и, казалось бы на первый взгляд, не самыми уместными…

    Между тем, самые последние новости сообщили от издательства АСТ, где вышла книга, Екатерина Кожанова и Елена Доценко: книга увидела свет неделю назад, а уже продано четыре тысячи экземпляров! Издательство заказывает новый тираж "Культурной революции". … А после презентации книги прошел первый сбор труппы Московского Театра мюзикла, у которого серьезные творческие планы на новый сезон. Намечено несколько премьер. Продолжается цикл концертов-посвящений выдающимся деятелям театра и кино. Были уже вечера, посвященные Андрею Миронову, Раймонду Паулсу, Людмиле Гурченко, Василию Соловьеву-Седому, а теперь, 19 сентября, в театре пройдет вечер-воспоминание "Тот самый Горин". Посвящен этот вечер, понятно, известному писателю и драматургу Григорию Горину. В марте следующего года состоится премьера оригинального мюзикла, сюжет которого основан на романтической любви в период ковидных ограничений. Рабочее название спектакля - "Тест на любовь". Еще одно важное для театра событие - подписан договор о стратегическом партнерстве с Газпромбанком.

    Подготовил Андрей Васянин

    Поделиться