Когда в прошлом году в составе тренерского штаба Игоря Ларионова вы пришли в "Торпедо", было предчувствие, что команда может выстрелить?
Николай Хабибулин: Предчувствий не было. В принципе, не было никаких ожиданий. Было желание прийти и помочь, передать ребятам какой-то опыт, сделать их лучше.
Турнирные задачи какие-то ставились?
Николай Хабибулин: В начале сезона у всех команд цель одна - выиграть кубок. Понятно, что у нас тоже она была. Ее и сейчас никто не отменяет. А по весне будет видно, кто на что способен.
Поначалу к той игре, которую показывало "Торпедо", отношение было скептическое. Как это воспринималось изнутри?
Николай Хабибулин: Абсолютно нормально. Невозможно всем нравиться. Всегда найдутся люди, которые будут критиковать. Взять сто человек: не бывает, чтобы ты всем ста угодил. В спорте это нормально. Кто-то тебе аплодирует, кто-то свистит. Одни в газетах пишут о тебе хорошо, другие пишут, что играешь ты плохо. Эксперты - то же самое. Это часть работы, часть жизни.
Моральное удовлетворение от того, что удалось посрамить критиков, было?
Николай Хабибулин: Может быть, отчасти. Мы, наверное, все-таки доказали, что в этот хоккей можно играть, добиваться какого-то результата. Понятно, что мы пока не забрались на самую высокую ступень, но продолжаем дальше работать в этом направлении. Я, допустим, верю, что этим хоккеем можно чего-то добиться. И весь тренерский штаб верит. И, думаю, ребята тоже.
Согласны, что в этом сезоне "Торпедо" будет сложнее? Теперь на вас будут настраиваться совсем по-другому.
Николай Хабибулин: Мы это в тренерском штабе, естественно понимаем. Игроки тоже, до них это доносится. Если в прошлом году мы для многих были непонятной командой, от которой неизвестно, чего ожидать, то теперь все к нам будут готовы. Да и в принципе, второй год всегда тяжелее. Надо быть готовыми к этому и продолжать то, что мы делаем.
Для вас это был первый полноценный сезон в качестве тренера вратарей в клубе. Ожидания совпали с реальностью?
Николай Хабибулин: А я не знал, чего ждать. Перед сезоном немного нервничал. Но, когда начали работать, так получилось, что ко мне попали ребята, которые слушают и хотят стать лучше. У нас всегда диалог: нет такого, что я приказываю, мол, делайте так. Мы всегда ищем вместе оптимальное решение, которое устроило бы всех. Мне все это так понравилось, что я втянулся.
Вы говорили, что чуть ли не коленки тряслись, когда впервые встали на лавку в молодежной сборной на чемпионате мира. Здесь также переживали перед первым матчем?
Николай Хабибулин: Здесь такого, конечно, уже не было. Там я вообще в первый раз на скамейке в роли тренера оказался. В "Торпедо" я на скамейке не стою. Так, немножко в стороне, чтобы не мешаться (улыбается). Кроме того, чемпионат мира очень скоротечный турнир, там каждая игра решает многое. В КХЛ все-таки дистанция длинная. И матчи здесь хоть и важны, но есть время, чтобы исправить какие-то ошибки. В этом плане, конечно, полегче.
Никаких пересечений в работе тренером вратарей в сборной и в клубе нет?
Николай Хабибулин: В сборную приезжаешь, и особо нет времени что-то поменять. Плюс потом ребята возвращаются в свои клубы, там свои тренеры вратарей. И получается, если их тренер вратарей видит ситуацию по-другому, то вся твоя работа - в никуда. А здесь дистанция длинная. Мы постоянно общаемся, постоянно пытаемся что-то улучшить. Мы видим либо прогресс, либо понимаем, что от чего-то надо отказаться. И чаще всего того, что мы хотим увидеть, мы добиваемся в игре.
Есть ощущение, что хоккей за последний год сильно прибавил в популярности в Нижнем Новгороде по сравнению с баскетболом и футболом?
Николай Хабибулин: Мне трудно сравнивать с тем, что здесь было до меня. Но в прошлом сезоне чувствовался ажиотаж. На всех матчах - полный стадион. На командных мероприятиях всегда толпы болельщиков. И вообще, куда ни зайдешь, везде команда на слуху. Могу ошибаться, но не думаю, что здесь так было до прошлого сезона.
Вас на улицах узнают?
Николай Хабибулин: Я-то сам на лед не выхожу, поэтому на улицах узнают редко. Хотя вот сегодня гулял, подошел ко мне человек, попросил сфотографироваться.
С чего началось ваше сотрудничество с Игорем Ларионовым?
Николай Хабибулин: Волей случая мы оказались на продолжительном сборе перед молодежным чемпионатом мира-2020. Потом остались на следующий год в олимпийской сборной, еще какое-то время вместе проработали. Тогда и завязались наши тренерские отношения. Естественно, мы и до этого знали друг друга: довелось и вместе за сборную на Олимпиаде в 2002 году поиграть, и против друг друга. Наверное, логично, что Игорь обратился ко мне с предложением поработать в "Торпедо".
Вас можно назвать единомышленниками?
Николай Хабибулин: Думаю, что да. Когда общаемся, многое из того, что говорит Игорь Николаевич, мне близко. Понимаю, чего он хочет. И если бы был на его месте, я бы тоже этого хотел. В принципе, то, что он требует от всей команды, я хочу видеть и внутри своей вратарской мини-команды. В том, что касается взаимоотношений на льду, вне льда, в раздевалке. Многие вещи, которые продвигает Ларионов, мне близки.
Разногласия у вас случаются?
Николай Хабибулин: Наверное, нет. Все, что касается вратарей - моя епархия. Мне очень нравится, что в этом плане у него ко мне полное доверие. Если заходит разговор о вратарях, он отправляет "к Николаю".
То есть, вратаря на игру выбираете именно вы?
Николай Хабибулин: Понятно, что это еще обсуждается в тренерском штабе, но еще ни разу не было, чтобы Ларионов возразил против моей кандидатуры.
Я почему спрашиваю. Со стороны кажется, что у вас абсолютно разные характеры. Ларионов готов часами общаться с журналистами на пресс-конференциях, вы выглядите более закрытым человеком, почти не даете интервью в последнее время…
Николай Хабибулин: Возможно, со стороны так кажется, но на льду, в тренерской, в раздевалке - все совсем иначе.
Можете поддержать разговор с Игорем Николаевичем, если речь не только о хоккее? Известно, что у него весьма широкий круг интересов. Вино, футбол, классическая музыка…
Николай Хабибулин: Можем и вино обсудить, и футбол. Всегда есть, о чем поговорить, кроме хоккея. Если мы вместе сидим на том же ужине, то мы не молчим.
Глядя на Ларионова, вы сами не задумывались о том, чтобы однажды попробовать себя в роли главного тренера?
Николай Хабибулин: Думаю, что нет. Для этого нужен определенный характер. Мне комфортнее иметь небольшую группу, допустим, вратарскую и больше говорить о том, что я хорошо знаю. Да, я поиграл в хоккей, многое знаю, но пока не могу сказать: мол, дайте мне команду, я построю тренировочный процесс. Пока это темный лес для меня.
Так-то вы и тренером вратарей работать не планировали…
Николай Хабибулин: Не планировал, честно (улыбается). Но вот работаю, и мне нравится.
Голкипер вообще может стать хорошим главным тренером?
Николай Хабибулин: Почему нет?
Вратарское прошлое как-то будет влиять на тренерский стиль?
Николай Хабибулин: Скорее всего, команда подсознательно будет более оборонительная. Мы же, когда играем, просим, чтобы защитники были на местах, чтобы нападающие всегда возвращались в оборону. И, наверное, бывший вратарь будет искаться вариант более оборонительного хоккея.
В прошлом сезоне к Ларионову на стажировку приезжал главный тренер футбольного "Акрона" Евгений Калешин. Вы бы у кого хотели постажироваться независимо от вида спорта?
Николай Хабибулин: Я, например, частенько общаюсь с тренером вратарей футбольного "Урала". Мы делимся какими-то замечаниями, интересными наблюдениями. Виды спорта вроде разные, все по-другому, но бывают моменты, которые можно обсудить. Диалог интересный получается.
С точки зрения психологии, вратарское дело в любом спорте, наверное, одинаково…
Николай Хабибулин: Согласен. За вратарем никому подчищать. Вратарь должен уметь с этим справляться. Нет такого голкипера, который не пропускает. Те, кто с этим лучше всего справляются, добиваются наибольших успехов.
Тот стиль игры, который ставит Ларионов, предполагает ли наличие каких-то специфических навыков у ваших вратарей?
Николай Хабибулин: Судя по прошлому году, у наших ворот было создано много моментов. Поэтому наши вратари должны уметь быстро перемещаться, реагировать на второй-третий бросок. В силу того, что мы стремимся играть в активный атакующий хоккей, естественно, что в нашей зоне происходят ошибки.
Ваш новый голкипер, Алексей Мельничук рассказывал, что за океаном были тренеры вратарей, которые кардинально пытались ему поменять технику…
Николай Хабибулин: Кардинально я ничего менять не собираюсь. Это сложно, занимает много времени. У каждого вратаря можно найти мелочи, которые нужно подкорректировать. Этим мы и стараемся заниматься, а не переворачивать все с ног на голову. Иначе у вратаря в голове будет каша, и ничего хорошего из этого не выйдет. Пытаемся улучшить какие-то технические моменты, добавить в позиционной работе.
Кстати, о Мельничуке. Он в каждом интервью подчеркивает, что хочет быть номером один. Но у вас еще до его прихода было два неплохих вратаря. Это проблема? И раз уж о Мельничуке. Он голкипер не без таланта, но столько уже команд поменял. Что у него не получалось?
Николай Хабибулин: Проблема только в том, что ворота одни, а ребят трое. Надо смотреть, искать возможности, чтобы они играли. С другой стороны, кто лучше готов, тот и будет играть. Это логично. Что касается Леши. В последний год он сменил три команды. Это точно не помогает, когда у тебя три разных тренера, которые по-разному учат, пытаются что-то менять. Это и для психологии не очень хорошо. У вратаря должна быть система игры, которой он придерживается и которая тебе дает стабильность. Если тебе в каждой команде втолковывают новое, ничего хорошего не получится. Думаю, для Алексея сейчас главное именно стабильность. Нужно вернуть вещи, которые сделали его неплохим вратарем. И дальше улучшать.
Один из ваших вратарей, Иван Кульбаков однажды назвал вас "ангелом за стеклом". Удивились?
Николай Хабибулин: Так меня еще никто не называл. Это говорит о том, что он чувствует мою поддержку и мы на одной волне. Полное взаимопонимание.
Бывает такое, что с трудом сдерживаете себя, чтобы не сорваться на подопечных?
Николай Хабибулин: Нет. Я не такой человек, да и повода не было. Да, можно какие-то вещи пытаться обсуждать и тренировать, потому что они не получаются так, как хотелось бы. Но дело не в том, что человеку все равно. Просто у него пока не получается. В моей карьере ни один тренер вратарей на меня не орал. Всегда есть место диалогу. Это самый простой и цивилизованный путь к решению разногласий и проблем. Кстати, у нас Игорь Ларионов за весь прошлый сезон ни разу не поднял голос. Хотя матчи разные были. Это дает спокойствие и уверенность. Ведь, если ты орешь, возможно, ты просто не уверен в себе.
Мы со стороны судим о голкиперах по проценту отраженных бросков, коэффициенту непробиваемости. А для самих вратарей эта статистика важна? Вы ее как-то учитываете?
Николай Хабибулин: У нас есть ребята, которые разбирают каждую игру. Есть много других данных, которые мы используем. Процент отраженных бросков, среднее количество пропущенных шайб за игру - да, это дает какую-то информацию. Но в то же время надо понимать, в каком стиле играет соперник, кто у них в составе. Понятно, что если в команде десять травмированных, она не сможет в полную силу сыграть. Все нюансы сказываются. Возьмите, условный "Адмирал". Они дают сопернику нанести по 45 бросков, но не пускают его на "пятак". А издалека хоть по сто бросков делайте. В такой ситуации любой вратарь будет играть с высоким коэффициентом надежности, непробиваемости …
По словам нынешнего наставника хабаровского "Амура" Андрея Мартемьянова, вы еще в молодости ему признавались, что не анализируете пропущенные шайбы. Мол, пропустил, лови следующую. Этот подход у вас сохранился?
Николай Хабибулин: Я с ребятами анализирую вещи, которые происходят системно. Допустили ошибку - ничего страшного. Они знают, что они сделали не так. Но если ошибка повторяется, тогда мы к этому возвращаемся. Анализировать каждую пропущенную шайбу - это слишком для головы.
В новом сезоне КХЛ начинает действовать правило, по которому шайбой за воротами можно владеть не более трех секунд. Вратарской игре это добавит нюансов?
Николай Хабибулин: Правило само по себе, быть может, и имеет смысл. Вот, допустим, мы с Ваней Кульбаковым, нашим вратарем, разговаривали, он задает вопросы: а вот если такая ситуация, а такая. И я понимаю, что это имеет смысл. Как будет использоваться это правило? На усмотрение судей или еще как-то? Пока непонятно, надо посмотреть.
Перед тем, как Илья Сорокин уехал из ЦСКА в НХЛ, вы говорили, что иногда он буквально скучает во время матчей. Сейчас в КХЛ есть скучающие вратари?
Николай Хабибулин: Чтобы прямо скучали, наверное, нет. Есть хорошие вратари, есть средние, но даже хорошие вратари, по-моему, сейчас не скучают. На тот момент Сорокин настолько перерос эту лигу, что ему моментами реально было не очень интересно. Возможно, Ваня Федотов вернется на этот уровень. Надеюсь, что и наши торпедовские вратари до этого тоже однажды дойдут.
Как в целом, оцените вратарский уровень КХЛ?
Николай Хабибулин: Он неплохой. Есть и техничные ребята, хорошие. Но есть и средние, которые играют в неплохих командах и за счет этого… Не хочу никого ругать. Если вратарь играет в КХЛ, то, наверное, он что-то может.
Три года назад, когда вы курировали вратарей системы сборных, вы говорили, что вратари у нас должны штамповаться. В НХЛ в российских голкиперах недостатка действительно нет. А в КХЛ их - дефицит. Почему?
Николай Хабибулин: У нас нет единой системы. Посмотрите на финских вратарей. По манере их игры сразу понятно: это финны, либо в Финляндии играли. То же самое касается шведов. Если брать наших, даже тех, кто играет в НХЛ, они все разные. Василевский - это одно, Шестеркин - другое, Сорокин - третье. Да, все ребята талантливые, в свое время им повезло попасть к кому-то, кто в них что-то развил, что-то добавил. Но, если брать наших детей, юниоров, по ним смотришь, они - кто во что горазд. Нет цельной системы.
Почему?
Николай Хабибулин: Не знаю. Этим кто-то должен заниматься. Когда начнут базово появляться похожие вратари, тогда можно будет сказать: этим занялись, система существует.
Вы уже упомянули Ивана Федотова. Он в любом случае очень долго не играл. У вас была отчасти похожая ситуация, когда вы бастовали в НХЛ. Сколько нужно времени, чтобы после такого простоя вернуться на прежний уровень?
Николай Хабибулин: У меня нет ни малейшего сомнения, что Ваня вернется на прежний уровень, а может, станет и лучше. Во-первых, он довольно молодой. Во-вторых, то, что с ним произошло, ментально сделает его только сильнее. Как быстро он наберет форму? Трудно сказать. Но если ему дадут играть с самого начала, учитывая, что он прошел полную предсезонку, думаю, игр 15-20, и вернется на свой уровень. Понятно, что это нелегко, но это - реально. Я, помнится, полгода не играл, потом полсезона играл, потом до конца сезона только две игры провел. То есть совсем не тренировался, потом потренировался 10-12 дней и пошел играть. Ваня травм не получал, судя по фото в хорошей физической форме. Нет никаких сомнений, что Федотов будет хорошо играть. Одно дело, если бы ему было 35 лет, вернуться было бы сложнее.
Игра какого из наших вратарей в НХЛ доставляет вам наибольшее эстетическое удовольствие?
Николай Хабибулин: Зависит от того, на что смотреть. Если ты купил билет, пришел просто посмотреть на хоккей, то это, наверное, Василевский. Он многое делает на рефлексах, на реакциях, на растяжке. Понятно, что у него есть некая база, но он делает вещи, которые, возможно, ни один другой вратарь не сделает. Если смотреть исключительно с точки зрения вещей, которые хочешь показать другим, мол, смотрите, как делается, то, возможно, Бобровский. Считаю его одним из самых техничных вратарей в НХЛ. За ним интересно смотреть в плане того, что можно перенять. Но и Шестеркин с Сорокиным очень высокого уровня вратари.
Лучший голкипер в мире на сегодняшний день…
Николай Хабибулин: Я ставлю на Василевского. Прошлый сезон у его "Тампы" скомканным получился, но, думаю, это из-за того, что они три сезона подряд играли в финалах и немного "поднаелись". Василевский - талант, природа. Он большой, но при своих габаритах двигается так, словно, на 20 см ниже. Тяжело ему что-то противопоставить.
Есть у нас еще один вратарь в НХЛ, Ярослав Аскаров из "Нэшвилла". Вы с ним пересекались в "молодежке". Ему предрекают большое будущее, но в основной команде он пока не закрепился. Почему?
Николай Хабибулин: Давно с ним не связывался, не видел игр с его участием. Но знаю Аскарова довольно хорошо и думаю, что у него должно получиться. У него есть талант, есть физические данные, есть менталитет, которым позволяет стать кем-то.
Как поживает ваша онлайн-школа? Последнее видео на ее ютьюб-канале было выложено три года назад. А жаль, ведь вы приглашали интересных людей, очень любопытные беседы получались…
Николай Хабибулин: Пока все на паузе. Тогда же пандемия была. Хотелось людей чем-то занять. А в итоге получилось интересно. Возможно, когда-то это возобновится. Но немного в другом формате, с другими людьми. И мне бы хотелось давать там больше информации от себя, исходя из своего опыта, нежели из чужого.
У вас есть амбиция вырастить игрока, про которого потом скажут: это воспитанник Хабибуллина?
Николай Хабибулин: Когда ты игрок, хочется забраться на самую вершину. Когда ты тренер - то же самое. Было бы приятно, если бы кто-то из наших голкиперов получил приз лучшему вратарю КХЛ. А еще лучше, если бы он стал лучшим в КХЛ, подписал контракт с клубом НХЛ и выиграл бы там аналогичную награду.