06.09.2023 09:04
Поделиться

В Воронеже открылась выставка к 400-летию святителя Митрофана

Более 100 икон и реликвии богомольцев XIX века, связанные с почитанием самого известного воронежского святого, можно увидеть в областном художественном музее имени И. Крамского до 12 ноября. Проект "Правило веры и образ кротости" составлен из предметов двух частных коллекций. Старинные иконы святителя Митрофана впервые предстают перед широкой публикой в таком количестве. Ретроспектива позволяет проследить развитие образа в церковном искусстве.
Подобное количество (более 100 образов) святителя Митрофана еще ни разу не экспонировалось в едином пространстве.
Подобное количество (более 100 образов) святителя Митрофана еще ни разу не экспонировалось в едином пространстве. / ВОХМ имени Н.Крамского

Выставка приурочена к 400-летию со дня рождения первого епископа Воронежского. Святитель Митрофан, в миру Михаил, родился в 1623 году, умер в 1703-м и почти сразу стал почитаться в народе как заступник и чудотворец. Спустя 130 лет после его кончины при переносе гроба обнаружили нетленные мощи (сегодня они находятся в Благовещенском соборе). Вкупе со свидетельствами о чудесах это стало основанием для причисления епископа к лику святых. В Воронеж стекались тысячи паломников, в том числе царственные особы.

Святитель Митрофан запомнился современникам скромностью в быту. Жил буквально на грани бедности - когда умер, в его келье не нашлось даже денег на погребение. В вопросах веры был строг, по отношению к пастве - милосерден и кроток. Но в делах проявлял недюжинную силу характера. В разные годы ему довелось управлять и монастырями, и очень непростой епархией - новой, созданной на окраине страны, да еще и в период раскола русской Церкви и борьбы со старообрядчеством.

В Воронеж, основанный как крепость на границе с Диким полем, со всех концов страны стекались люди, имевшие проблемы с законом или недовольные властями. Они привыкли к самостоятельности и не терпели над собой контроля. Архипастыри сюда заглядывали редко: центр епархии ранее находился в Рязани. Местное духовенство в массе своей было малограмотным. При владыке Митрофане, который занимал воронежскую кафедру 20 лет, открылось 57 храмов и два монастыря. Он неустанно проповедовал, обличал пороки, навещал больных и заключенных, приобретал богослужебные книги взамен старопечатных. Особое внимание уделял образованию при храмах и открытию церковно-приходских школ.

В конце XVII века Петр Первый затеял в Воронеже строительство военно-морского флота. Святитель жертвовал в адмиралтейство немалые средства из казны архиерейского дома и освящал первые корабли. Они помогли взятию Азова в 1696 году, после чего к Воронежской епархии присоединили новые территории на юге.

Однако владыка Митрофан не избегал и конфликтов с государем, когда считал, что тот забывает о благочестии или принимает ошибочные решения. Больше всего его волновало внедрение европейских обычаев. Известен случай, когда святитель отказался посетить царя, увидев в его воронежской резиденции статуи античных богов. Пояснил: «Неприлично христианскому государю ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца». Петр Первый в сердцах заявил, что велит казнить епископа. Тот распорядился устроить погребальный звон. Петр оценил стойкость оппонента и статуи убрал. А спустя годы, когда Митрофан умер своей смертью, прибыл в Воронеж, чтобы нести его гроб.

"Когда епископ Антоний (Смирницкий) добился прославления святителя Митрофана, оказалось, что прижизненных портретов, с которых можно было бы написать икону, нет. Но к владыке обращались люди, которым святитель Митрофан являлся во сне. Тогда он послал их к художнику, каждый описал увиденный образ, и возник тот облик, который мы знаем сегодня", - отметил митрополит Воронежский и Лискинский Сергий.

Самая ранняя иконография святителя называется «шевцовской» (по фамилии художника): владыка Митрофан изображается в монашеской схиме и с книгой своего духовного завещания в руках. Распространены были также лубочные иконы с их четкими линиями и декоративностью – их писали крестьяне-самоучки и сельские клирики, что отчасти указывает на глубокое народное почитание святого. Другой тип изображения явно связан с парсунным письмом, рассказала старший научный сотрудник музея Валерия Меремьянина. Есть на выставке иконы, по стилю близкие к живописи, и целая серия ярких барочных образов, созданных мастерами «ярославской школы» и украшенных массивными латунными венцами-нимбами.

На некоторых образах Митрофан Воронежский изображен с другими святыми. Например, с Тихоном Задонским, который управлял той же епархией на сто лет позже, или с Антипой Пергамским, который, вероятно, почитался заказчиком иконы.

Материал столь объемной «монографической» выставки мог бы показаться однообразным, но музейщики совместно с командой воронежского проекта «За природу» и при поддержке епархии дополнили экспозицию разноплановыми справками. Биографию и иконографию святителя вписали в широкий контекст церковной и общественной жизни России. Для невоцерковленных зрителей сделали пояснения – что такое икона и как ее воспринимать.

Во второй половине сентября по выставке проведут несколько экскурсий. Подробности – на сайте музея или по телефону +7 (473) 255-38-67.

Прямая речь

Юрий Игнатьев, художник-реставратор:

– Примерно две трети икон на выставке принадлежат директору парка детского и семейного отдыха «Нелжа.ру» Василисе Ферингер, остальные – воронежскому коллекционеру Алексею Конюшенко. Собственно, Василиса и стала инициатором проекта, вовремя вспомнив о том, что в этот год юбилейный. Изначально эти иконы хотели показать в Храме Христа Спасителя, но там и график мероприятий уже расписан, и масштаб события показался недостаточно крупным. Между тем на выставке можно увидеть много редких образцов. Например, икону, изображающую открытие мощей святителя Митрофана в 1832 году и явление исцеления по его молитвам. Есть уникальная «шевцовская» икона с подписью святого Антония (Смирницкого) на обороте. Наконец, много просто высокохудожественных вещей – по качеству живописи и красоте окладов.