06.09.2023 16:17
Поделиться

Маршрут научного туризма связал Новосибирск со всей Россией

Аэробус А320 с именем "Ю. Гагарин" на фюзеляже вылетел из Шереметьева в Новосибирск точно по расписанию. Хотя за три часа до этого на Москву обрушился нешуточный ливень с грозовыми раскатами и за 20-30 минут подтопил дворы, городские улицы и развязки на транспортных магистралях, ведущих за МКАД.

Нам повезло - мы проскочили.

И в Новосибирске в пять утра по-местному на улицах было свободно, хотя первые автобусы уже выползали на привычные маршруты. Но спустя час-полтора и здесь все забурлило, пришло в движение, а на "кольце ада", как называют водители между собой проблемное место у строящейся развязки нового автомобильного моста через Обь, все привычно и надолго встало…

Тем временем в Новосибирском государственном университете и двух НИИ - Институте ядерной физики имени Г.И. Будкера и Институте цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук, что много лет не просто соседствуют, а плодотворно сотрудничают, - готовились встречать гостей.

По правде говоря, такие визиты здесь не редкость: приезжают коллеги, участники конференций и научных школ, студенты, практиканты, волонтеры, журналисты, блогеры. В этот раз десант был смешанный, но с общей целью - показать на примере новосибирского Академгородка работу объектов научно-популярного туризма.

Инициатива родилась и развивается в рамках Десятилетия науки и технологий и нацпроекта "Наука и университеты". Прежде ознакомительный поход по своим объектам научно-популярного туризма провели в Нижнем Новгороде, Москве и Московской области. Тур в новосибирский Академгородок стал третьим в этом ряду.

- Что абсолютно закономерно, - дала понять заместитель губернатора Новосибирской области Ирина Мануйлова, которая приветствовала гостей и отвечала на их вопросы в стенах НГУ.

По ее словам, на территории новосибирского Академгородка помимо университета расположено более 80 научных организаций. Здесь работают выдающиеся ученые, многие из которых удостоены высокого признания у нас в стране и за рубежом.

- Одна из самых интересных научных площадок - это, конечно, Новосибирский государственный университет, на территории которого находится уникальный научно-образовательный комплекс-музей "Эволюция Земли", - отметила заместитель главы региона. - А рядом и по соседству появляются новые современные объекты. И первый в таком ряду - строящийся в наукограде Кольцово Центр коллективного пользования "Сибирский кольцевой источник фотонов". СКИФ даст в руки ученых особый инструмент для исследований. А это значит, нас ждут революционные открытия в сфере фармацевтики, биотехнологий, прогресс в создании новых материалов, в изучении сложных теплофизических процессов…

В этот раз для снимающей и пишущей братии в Новосибирском госуниверситете открыли доступ в лабораторию низкоуглеродных химических технологий, что на факультете естественных наук. Лаборатория эта молодежная, создана в рамках нацпроекта "Наука и университеты" - как и научно-образовательный центр "Эволюция Земли".

Завлабораторией НХТ кандидат химических наук Евгений Мостович популярно растолковал, чем занимаются он и его коллеги. А потом терпеливо отвечал на уточняющие вопросы, где и в каком качестве могут найти применение созданные в лаборатории TADF-эмиттеры. Эти светящиеся химические вещества можно использовать для создания смартфонов, светодиодов, криптографической защитной печати. С их помощью будут шифровать информацию, защищать юридические документы.

Еще одна перспективная разработка, о которой рассказал Мостович, имеет выход в область биосовместимой электроники. Не так давно учеными получен ионпроводящий гель, который можно использовать в конструировании органических транзисторов для нейроморфных устройств. В качестве основы геля исследователи использовали один из полисахаридов, широко известный в кулинарии. То есть получили по существу… "съедобный" транзистор.

В Институте цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук приоткрыли методы работы с животными в центре репродуктивных технологий SPF-вивария и, в частности, продемонстрировали один из самых мощных в стране томографов, который используется в такого рода исследованиях.

Основные объекты для Центра коллективного пользования "Сибирский кольцевой источник фотонов", о котором упомянула Ирина Мануйлова, еще только строятся, а оборудование для него уже создается, причем здесь же - в Институте ядерной физики имени Г.И. Будкера. Как заявил директор ИЯФ академик Павел Логачев, ключевые узлы линейного ускорителя, а это "сердце" СКИФа, уже изготовлены и проходят наладочные испытания.

А сам институт, который носит имя своего основателя академика Будкера, давно и прочно занимает лидирующие позиции в том, что касается физики высоких энергий и ускорителей, физики плазмы и управляемого термоядерного синтеза. В ИЯФ проводятся крупномасштабные эксперименты по физике элементарных частиц на электрон-позитронных коллайдерах и уникальном комплексе открытых плазменных ловушек, разрабатываются современные ускорители, интенсивные источники синхротронного излучения и лазеры на свободных электронах.

Главное здание синхротрона "СКИФ" будет иметь диаметр 230 метров, от которого по периметру спроектированы каналы вывода на пользовательские станции.

Прямая речь

Павел Логачев, директор Института ядерной физики, академик РАН:

В основе современного технологического знания лежат ключевые законы физики. На коллайдерах за последние 60 лет получено 60 процентов знаний о фундаментальных принципах этой науки. Никакой другой инструмент или методика не имеют такого потенциала в открытии новых законов природы. Стандартная модель не случайно называется "моделью", на теорию она не тянет. Это очень сложная конструкция, в которой много параметров. У ученых сегодня нет понимания многих физических констант. Это говорит о том, что есть более сложные законы природы и, когда мы их откроем, у нас появятся необозримые по масштабам возможности.

Сегодня физики во всем мире поднимают энергию сталкивающихся пучков частиц. Проект будущего циклического коллайдера в ЦЕРН предполагает увеличение периметра кольца с 27 до 100 километров. Но это даст увеличение энергии лишь на порядок, а необходимо гораздо больше. К счастью, есть другой путь - наблюдать более тонкие прецизионные эффекты, которые требуют деликатных измерений на гораздо более низких энергиях, но с колоссальной точностью и производительностью. Собственно, и СКИФ появился потому, что мы работали над проектами таких суперколлайдеров. Это своего рода побочный продукт, хотя и очень важный. Мы участвовали в создании многих современных источников синхротронного излучения и хорошо знаем, сколько времени требуется на реализацию таких проектов. Никогда в мире подобные комплексы еще не строились так быстро, как строится СКИФ.

Подготовил Алексей Хадаев