Очевидно, что ситуация, когда любимая марка, которая вчера клялась любить до гроба своего владельца и быть надежной минимум сто лет, внезапно уходит с рынка, - новая для российского автолюбителя.
Отключение ПО усложнит процесс диагностики, ремонта и обслуживания этих авто. Чтобы решить проблему, в ход у российских пользователей пойдут VPN, поездки в Казахстан и прочие известные уловки.
Кто же из автовладельцев оказался в зоне риска?
- В первую очередь данные проблемы коснутся владельцев самых новых автомобилей, которые приобретали машину в последние год-два. У официальных дилеров будет ограничен доступ к информации по ремонту таких машин. Им будет сложнее диагностировать некоторые узлы авто, - поясняет Алексей Рузанов, технический директор сети автосервисов FIT SERVICE.
Но автомобилей с пробегом эта проблема коснется в меньшей степени. Большинство мануалов по ремонту и каталогов запчастей уже есть в доступе на специализированных ресурсах, а также у дилеров и крупных станций.
Как бы то ни было, автовладельцев ждет рост цен на обслуживание автомобилей "отказников", хотя сроки ремонта и безопасность автомобилей останутся прежними, уверяют эксперты.
В частности, в условиях отключения от программного обеспечения немецких автоконцернов будет невозможно заполнять электронные гарантийные книжки, что несущественно внутри РФ и значительно важно за ее пределами, комментирует Рузанов.
Проблемы возникнут при обновлении программы какого-либо конкретного электронного блока. Например, при кузовном ремонте после ДТП часто требуется замена и электронных компонентов. Установить их полноценно не получится без ПО, уверен Александр Гоман, руководитель автосервиса FIT SERVICE на Павелецкой. И добавляет: проблема утери ключей остается нерешенной, пока не нашлось умельцев. Так что ключи от современных "немцев" лучше не терять.
"Главный" минус для автовладельцев - это угроза отсутствия оперативной связи с техподдержкой автопроизводителя. Несмотря на то что приложения немецких брендов еще работают, можно предположить, что их отключение приложений не за горами.
- Однако помимо официального оборудования, завязанного на работе с облачными серверами иностранных заводов-изготовителей, существует широкий перечень азиатских аналогов, не уступающих им по части функционала. Исключением являются различные облачные сервисы, предоставляемые производителями для удобства потребителя, основанные на постоянной работе с иностранными серверами, - поясняет Владимир Ершов, младший научный сотрудник Управления координации научных исследований Государственного университета управления.
В целом дилеры были готовы к подобному развитию событий и заблаговременно нашли альтернативные способы подключения к оригинальному ПО, поясняет Дмитрий Савченко, директор по развитию ИТ-технологий автомобильного маркетплейса FRESH.?Однако российским автомобилистам придется смириться с тем фактом, что ряд импортных автомобилей будут устаревать и могут постепенно исчезнуть с авторынка страны.
Сергей Скнарин, исполнительный директор МониторингАвто:
- При отключении ПО больше всего пострадают сами автопроизводители. Во-первых, надо понимать, об отключении какого ПО идет речь: для дилеров или для пользователей. По факту программа - это тот же товар, просто используется немного по-другому. И если мы говорим про отключение ПО для дилеров и сервисных центров, то тут все просто: тот, кому надо, найдет способ, как получить к нему доступ.
Так же, как нашли доступ к оригинальным запчастям: например, будут использовать лицензии, которые покупали для юрлица, открытого в другой стране, или получать услуги, для которых нужен доступ к ПО у дилеров в дружественных странах. Другое дело - ПО для конечных пользователей. Получается, мало того что покупатели должны переплатить за параллельный импорт, они еще и получат "обрезанную", голую версию своего автомобиля, в котором половина функций не будет работать. Поэтому, скорее всего, это приведет к постепенному еще большему снижению спроса на автомобили "ушедших" брендов.