Особенно острая ситуация в ОПК из-за выросшего гособоронзаказа. На последнем оперативном штабе губернатор Алексей Текслер поручил региональному минпрому проработать вопрос о включении предприятий оборонки в программу повышения производительности труда и до конца года вовлечь в бережливое производство практически все предприятия отрасли, чтобы они могли выполнять поставленные государством задачи по-суворовски - не числом, а умением.
Еще одним выходом из кадрового кризиса специалисты видят возрождение института наставничества. Бюджетные субсидии на оплату труда наставников, утвержденные для предприятий МСБ, недавно распространили и на оборонные заводы: бюджет начнет доплачивать закрепленным за молодыми специалистами сотрудникам по 20,3 тысячи рублей в месяц.
Но больше всего надежд связано с участием региона в федеральном проекте "Профессионалитет". Он позволяет студентам СПО совмещать учебу с работой по своей либо смежной специальности. Новые подходы кардинально меняют сам механизм взаимодействия между учебными заведениями и предприятиями.
Так, на автозаводе "Урал" прошли производственную практику 300 студентов Миасского машиностроительного колледжа и двух учреждений Златоуста - индустриального колледжа имени П. П. Аносова и техникума технологий и экономики. После этого часть ребят официально устроилась на завод - на полный или неполный рабочий день. В Челябинском радиотехническом техникуме студентов одной из специальностей перевели на индивидуальный учебный план и после оплачиваемой производственной практики на НПО "Электромашина" также оставили на предприятии - теорию студенты продолжают осваивать дистанционно. А будущие автослесари из челябинского колледжа "Рост" прошли обучение и практику на ЧТЗ по смежной профессии "станочник широкого профиля": для них организовали дополнительное обучение непосредственно на рабочих местах.
Как пояснил замминистра образования и науки Челябинской области Виталий Литке, ускоренная подготовка специалистов в рамках "Профессионалитета" идет на базе производственно-образовательных кластеров, которые на конкурсной основе отбирает Минпросвещения РФ по заявкам регионов. Тесное взаимодействие колледжей и техникумов с предприятиями, для которых они готовят кадры, меняет всю образовательную систему. Работа для студентов становится частью учебной программы, а практикоориентированный подход позволяет ускорить подготовку и уже на первом курсе дать те прикладные навыки, которые необходимы на производстве.
Ставшие участниками эксперимента учебные заведения получают дополнительное финансирование на техперевооружение. Часть затрат берут на себя и предприятия, заинтересованные в обучении ребят на современном, используемом в реальном производстве оборудовании. Кстати, партнерами проекта стало большинство крупных промышленных компаний региона, обеспечив ему выигрышные позиции в конкурсном отборе. Достаточно сказать, что из 70 созданных в стране производственно-образовательных кластеров 12 получили прописку в Челябинской области. Четыре из них - по направлениям "машиностроение", "металлургия", "радиоэлектроника" и "строительство" - открылись в Челябинске и Миассе в этом учебном году. В обозримом будущем за счет сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями новые подходы планируют распространить на половину СПО Южного Урала, направляя часть студентов во вновь созданные образовательные модули.
- Мы видим запросы промышленности и стараемся подготовить самых востребованных специалистов: сварщиков, станочников, электриков, металлургов, радиоэлектронщиков, - пояснил Литке. - В этом году количество бюджетных мест в системе СПО по этим специальностям увеличено с 16,5 до 17 тысяч.
Алексей Текслер, губернатор Челябинской области:
- Наша задача - обеспечить стабильную работу предприятий и полное выполнение гособоронзаказа. Необходимо, чтобы образовательные учреждения сотрудничали с предприятиями, студенты проходили там практику. Таким образом они смогут повышать квалификацию, а предприятия ОПК - решать производственные задачи. Важно, чтобы после обучения ребята остались на рабочих местах, поэтому момент прохождения практики, на мой взгляд, ключевой. Студентам необходимо адаптироваться, им должны понравиться работа, условия труда и заработная плата.