Почему учителя переезжают в уральскую глубинку из других регионов

34 педагога - от преподавателей физики и информатики до физруков - выбрали местом работы сельские школы Среднего Урала. Все они - участники программы "Земский учитель".
Елене Рыбаковой удалось найти взаимопонимание с подростками из поселка Исеть.
Елене Рыбаковой удалось найти взаимопонимание с подростками из поселка Исеть. / Татьяна Андреева/РГ

Каждый получит подъемные - по одному миллиону рублей. По условиям специалист до 55 лет со средним или высшим педагогическим образованием должен переехать в сельское поселение, поселок либо город с населением до 50 тысяч человек. Некоторые предпочли камерную атмосферу деревенской жизни шумному Екатеринбургу, другие добирались из Забайкальского и Хабаровского краев, Омской и Иркутской областей. Накануне учебного года "РГ" поинтересовалась, чем привлекла их свердловская глубинка.

Бриллианты за партой

Школьники Улан-Удэ ничем не отличаются от ребятни школы № 7 поселка Исеть. В этом учитель истории и обществознания Елена Рыбакова убедилась лично. Уже год как она обосновалась на Урале.

- Что такое Исеть, чем живет здешний народ, я не знала - ехала на удачу. Так сложилось, что моя дочь нашла себе спутника жизни в Екатеринбурге. Родился внук, захотелось быть ближе к ним. И удача, как говорится, улыбнулась. Меня тепло приняли коллеги, сразу же дали служебное жилье. Поселок оказался очень уютным, - рассказывает Рыбакова.

По словам Елены, в исетской школе чувствуется особый микроклимат: у взрослых и ребят заложено бережное отношение и к зданию, и к образовательному процессу.

- Педагогика - служение. Если это не твое, ничего не получится, ведь быть не собой некомфортно. В больших школах все по-другому, а здесь каждый ребенок как хрусталь или бриллиант. Мы много занимаемся индивидуально, стараемся подготовить способных детей к участию в олимпиадах. Конечно, по зрелищности уроки уступают интерактивным играм с виртуальной реальностью, в которую сейчас влюблена молодежь, но мы каждый раз ищем что-то новое, чтобы сформировать интерес к предмету, - говорит Елена Алексеевна.

Сменив место жительства, она влюбилась в неброскую красоту уральской природы. Огромное впечатление произвели размашистые березы-великаны. В Бурятии деревья не такие высокие, кроны у них скромнее. У Елены даже появилась идея купить сад, чтобы чаще бывать на свежем воздухе. К тому же отпуск длинный - 56 дней, если вдруг заскучает, всегда есть возможность отправиться в родные края.

Тройка сорванцов

Юлия Абрамова 15 лет не решалась проститься с Екатеринбургом. Педагог-психолог долго работала в социальных центрах, занималась детьми с ментальными особенностями и отклонениями аутического спектра. С нового учебного года она вольется в коллектив средней школы села Прокопьевская Салда Верхотурского района, где живет всего 300 человек. В учебном заведении около 40 учащихся, все на виду. Чтобы стать для третьеклашек хорошим классным руководителем, Юлия прошла курсы переподготовки. А учеников у нее будет всего три - две девочки и мальчик. Кроме того, Абрамовой предстоит возглавить школьный театр.

- Когда я в мае приехала знакомиться, испытала восторг! На территории рядом со школой дети играли в футбол. Увидев нашу делегацию, все дружно поздоровались. Чувствуется доброжелательный настрой. По глазам заметно: учитель для них - не просто слово. Мне выделили половину дома на двух хозяев с шикарным приусадебным участком. Со следующего дачного сезона стану копаться в огороде, посажу все, что захочу, - от укропа до картошки. Конечно, перед 1 сентября присутствует легкое волнение, но что-то внутри подсказывает: мы - я и моя тройка сорванцов - справимся, - поделилась новосел.

Игра в самодельный мяч

Коттеджный поселок Рассоха под Белояркой последние несколько лет активно застраивается. Заскучавшие в каменных джунглях екатеринбуржцы стремятся купить дом рядом с целебными хвойными и березовыми рощами. Одну проблему заметил учитель физкультуры с 15-летним стажем Олег Учаев - детворе нечем заняться в свободное время.

- Мы были шокированы, сколько детей стремятся сделать что-то полезное. Приходим в церковь, а там мальчики вышивают наравне с девочками. В глубинке дети развиты лучше в физическом плане, но возникают перекосы, когда, к примеру, носят воду из колодца одной и той же рукой, про нагрузку на вторую забывают. Ребятам не хватает теоретических знаний. Супруге захотелось увлечь школьников музыкой, привезем из города фортепиано, - делится планами педагог.

С сентября Олег Учаев будет вести уроки физкультуры в школе № 7 села Большебрусянского. Составил учебный план: подвижные игры, гимнастика, катание на лыжах и коньках. Инвентаря в селе маловато, но есть возможность приобрести новый под свою методику.

- Работы предстоит немало, - уверен Олег Павлович. - Зашел в спортзал и понял: баскетбольное кольцо висит высоко, не по нормам. Тут и взрослому сложно попасть, не говоря уж про детей. Впечатлило, как ребята вечерами во дворе гоняют самодельный мяч: набили в мешок какое-то тряпье и носятся с удовольствием. Вдобавок сами сделали ворота из бревен. У них есть желание развиваться, никого из-под палки загонять на игровое поле не придется.

Помимо школы в Большебрусянском, Олег Учаев готов по совместительству преподавать в деревне Косулино, в 23-х километрах. Если позволит расписание, учитель согласен на дополнительную нагрузку.

Возвращение к истокам

Надежа Единархова 15 лет возглавляла единственную школу в селе Южном Борзинского района Забайкальского края. На ее плечах держалось все - от успешного функционирования экспериментальной угольной котельной (с роботом вместо кочегаров) до побед учеников. А недавно Надежда Николаевна узнала о программе "Земский учитель" - педагога истории и обществознания ждали в поселке Малышева под Асбестом. Это место показалось интересным для нового старта, тем более дед Единарховой родом с Урала, в молодости отправился в Забайкалье покорять целину.

- В поселке мне предоставили жилье. Теперь можно не ломать голову, где добыть уголь, не нужно таскать воду - квартира со всеми удобствами. Совсем другие условия. Кстати, прибыв в Свердловскую область, мы обратили внимание, как много крупных роз на улицах и вдоль трасс, а потом поняли, что это шиповник, - рассказывает Надежда.

По мнению экс-директора, современные дети стремятся к знаниям, в каких-то областях осведомлены даже больше, чем учителя, - помогает умение находить информацию в Сети. На Урале множество исторических мест, и Надежда уже начинает планировать выездные экскурсии и квесты.

Комментарий

Николай Махнев, исполнительный директор нацпроекта "Сельские школы РФ":

- Программа "Земский учитель" очень важна, но пока ее нельзя назвать эффективной. Часть педагогов возвращается в большие города. Идут судебные процессы по возврату денег, которые выдают в качестве подъемных. Курганская область вышла из эксперимента, зато в ЯНАО традиционно из-за высоких зарплат нет отбоя от желающих.

Сегодня школа воспринимается родителями и коллективами школ как тренажер для сдачи ЕГЭ. Выучившись, ребенок уезжает. Считаю, молодое поколение должно оставаться и развивать аграрный сектор, туризм на селе. Возможно, ситуация изменилась бы, если бы учитель получал и миллион, и квартиру в новостройке, возведенной для педагогов. Хороший опыт в Нижегородской области, где предоставляли и дом, и машину. Логично, раз человек приехал в глубинку, ему захочется родственников проведать.