Какие исторические ценности находят уральцы у себя на огороде

Необычный урожай снимает житель села Бугалыш Виктор Мошкин. Практически каждый полевой сезон его домашняя коллекция пополняется историческими артефактами, обнаруженными на грядках или на берегу ближайшей речки.
Для некоторых экспонатов Виктор Мошкин смастерил небольшие витрины.
Для некоторых экспонатов Виктор Мошкин смастерил небольшие витрины. / Татьяна Андреева/РГ

Среди них - марийские украшения, ядра от пушек времен Пугачева, гильзы, оставленные белогвардейцами. В общем, можно смело браться за написание иллюстрированного учебника истории. Но пока Виктору не до литературы: дел у Мошкина - начальника территориального отдела администрации Красноуфимского округа соседнего поселка Саргая - хватает.

- А как земляки относятся к хобби? Все-таки вы человек при статусе и должности - представитель местной власти, - интересуюсь у кладоискателя.

- С пониманием. Нельзя жить на земле и не увлекаться ее историей, - без капли сомнений заявляет Виктор и тут же, на веранде деревенской избы, раскладывает перед нами свои сокровища.

Бугалыш, что на самом юге Свердловской области, - село раскидистое, красивое. Конечно, не Рим или Иерусалим, где на каждом сантиметре следы тысячелетней истории человечества. Но и здесь, на равнинах близ уральских рек, артефактов хватает. Благодатные земли веками привлекали земледельцев, торговцев, а то и разбойников.

- Видите маленький наконечник от стрелы? Сделан из бронзы и относится к эпохе скифов. Они до наших мест не доходили, кочевали южнее, в степях. Как же тогда попали к нам стрелы? Очевидно, какой-то торговец использовал для обороны от разбойников. А этот наконечник, считай, бронебойный - сетку железной кольчуги пробивал. Выглядит как крючок, из раны сложно вытащить, - объясняет Виктор происхождение каждой железной закорючки, любовно перебирая экспонаты домашнего мини-музея.

Тайнами, скрытыми в земных глубинах, Мошкин начал интересоваться еще со школы. Подтолкнул любопытный случай: огород родственников оказался полем чудес, точнее, полем монет, как в сказке про Буратино. Копали землю для посадки картошки, и вдруг с лопаты стали сыпаться старинные денежки. Все одного номинала - две копейки 1862 года. Монеты собирали буквально горстями. Понятно, не золото, на царских медяках не разбогатеешь, но азарт захлестнул. Мальчишка стал выпытывать у старожилов, кто жил на этом участке до революции. Оказалось, мельник, у которого было несколько сыновей. Случился у них какой-то конфликт, и накопленные отцом горы денег наследники принялись делить. Специальными емкостями - четухами (ими зерно на базарах измеряли) черпали из сундуков и каждому отсыпали. Видимо, одну из четух кто-то подальше от посторонних глаз закопал на огороде.

Поиски кладов для жителей Красноуфимского района - дело обычное. Не одно поколение будоражит воображение история о брошенных в здешних местах богатствах Пугачева. Царские войска сражались с пугачевцами 11 июня 1774 года недалеко от села Подгорного. Сторонники атамана проиграли и спешно отступили. По преданию, войско так торопилось, что сбросило телеги с бочками, наполненными монетами и драгоценностями, в болото у Александровских сопок, прозванных за внешнюю схожесть с женским бюстом Титечными горами. С тех пор искатели перешерстили, кажется, каждый сантиметр.

Мошкин в достоверность легенды не верит:

- Видел карты, изучил историю, а все остальное - сказки.

Да и слово "клад" Виктор не любит. По его мнению, мечта о внезапно свалившихся на голову ценностях позитива не несет. Другое дело - поднятая из небытия память.

Любопытно, что неизменный атрибут поисковика - металлоискатель - Мошкин приобрел только четыре года назад, и то по просьбе земляков. Зная о необычном хобби Виктора, односельчане частенько приходили к нему с просьбой найти потерянные кольца или крестики. Вот и накануне нашего приезда Мошкин весь выходной утюжил прибором огород в поисках обручального кольца. Золото, конечно, не тот металл, что активно сигналит о своем присутствии, но Виктор верит: земля рано или поздно отдаст ненароком брошенное.

Подобных потеряшек, правда, не востребованных владельцами, в коллекции хватает. Большинство - ручного производства. Вырубал мастер середину монетки: из ободка получалось кольцо, остальное пускал на монисто.

- Мы долго не могли понять, откуда в наших огородах взялись половинки каких-то шестеренок. Местные полагали, что это сломанные детали от древней модели трактора. Оказалось, старинное марийское украшение. Учитель-старожил рассказал: его бабушка носила такое. Это типа подвески-оберега для защиты от злых духов.

С теми или иными вехами истории связаны почти все находки: и подковы, и замки, и денежки-чешуйки эпохи Ивана Грозного, и проржавевшие гильзы.

- Эти гильзы - с белогвардейских позиций, - показывает самодеятельный археолог. - Видите, все иностранного производства: Англия, Америка, Венгрия. Белых Антанта снабжала, а отряды Красной Армии из российского оружия стреляли. Краеведы долго гадали, где располагались позиции красных, а где - белогвардейцев. Место дислокации раскрылось, как на карте, когда мы обнаружили близ горы Русанихи скопище гильз.

Своей коллекцией Виктор Мошкин хвастаться не любит. Считает, пока она недостаточно полная, чтобы удивить музейное сообщество. Так, на районных праздниках показывает часть экспонатов, помещенных в небольшие самодельные витрины. А в будущем планирует передать собрание в школьный музей - пусть подрастающее поколение изучает прошлое родного края, рассматривая исторические предметы, выкопанные в соседнем огороде.

Старинные монеты кладоискатель поместил в специальную папку. Фото: Татьяна Андреева/РГ
Между тем

Красноуфимск действительно известен на весь регион кладами. Самый ценный нашли еще в 70-е годы прошлого века рядом с парком имени Блюхера - это горшок с золотыми монетами достоинством 5, 10, и 15 рублей времен царствования Александра III и Николая II. Там же лежало несколько платиновых трех-, шести- и двенадцатирублевых монет, отчеканенных при Николае I, а также ведро серебряных. Специалисты оценили их стоимость в 50 миллионов рублей. Говорят, деньги принадлежали нотариусу Медеру, казненному большевиками в 1918 году. Дети счастливчика, обнаружившего ценности, живы до сих пор, но счастья семье они не принесли. Видимо, миф о проклятии кладов не шутка.

В 2005-м рабочие расчищали подвал старого дома. В крысиной норе хранилось 30 серебряных рублей и полтинников 1921 года. Из находок последнего времени - около ста медных монет от двух до десяти копеек 1830-1849 гг. В 2007-м их извлекли из земли при сносе зданий для строительства торгового комплекса.