120 лет назад родился известный партизан Яким Жилянин
Как и многие его ровесники, Яким получил возможность выбиться в люди благодаря советской власти. В 1924 году он вступил в партию большевиков, три года спустя возглавил на родине сельсовет. Гайна была крупной деревней с несколькими сотнями жителей, Жилянина заметили, а после окончания в 1932-м совпартшколы в Гомеле отправили на руководящую работу на Витебщину. Набравшись опыта на нелегкой в начале 1930-х должности председателя колхоза, Яким с 1935 года уверенно продвигался по партийной линии, репрессии обошли его стороной.
В июне 1938 года первым секретарем белорусского ЦК стал энергичный 35-летний Пантелеймон Пономаренко, и вскоре Жилянин стал значимым членом его команды. Неплохо проявив себя секретарем райкома в Орше, Яким Александрович в июне 1939-го назначается в Минске на только что учрежденный пост секретаря ЦК КП(б)Б по кадрам. А еще спустя три месяца, в сентябре, когда Красная армия пришла на земли Западной Беларуси, включая Вильно, участь главы партийной кадровой службы неожиданно сменилась на роль весьма ценного кадра.
Должность 36-летнего Жилянина, на которую его продвинул Пономаренко, теперь звучала как "председатель Временного управления г. Вильно". По первоначальным планам Сталина большой город Вильно должен был войти в состав БССР, решение это даже проникло в печать - до такой степени, что белорусских трудящихся с этим судьбоносным приобретением через советские газеты поздравили трудящиеся Якутской АССР. Яким Александрович неутомимо взялся за сложнейшую работу, в перспективе он должен был возглавить Виленский обком белорусской компартии, но тут Сталин виленский вопрос переиграл. 10 октября 1939 года был заключен советско-литовский договор, по которому Вильно и Виленский край передавались Литве. Советский вождь посчитал, что литовцы, которым вскоре неизбежно предстоит оказаться в составе СССР (что и случится уже в августе 1940-го), станут ревностно очищать Вильно от поляков.
Работа временным управителем Вильно у Жилянина закончилась после передачи города литовцам к ноябрю 1939-го, и впоследствии при жизни он никогда об этом публично не распространялся: виленский эпизод относился к числу сугубо секретных страниц советской истории. Ценного кадра отправили вторым секретарем обкома партии в Могилев, а с началом Великой Отечественной войны он стал уполномоченным Совета по эвакуации при союзном Совнаркоме.
Ярко проявить себя на войне у Якима Александровича получилось с весны 1942-го по лето 1944-го, в это время он трудился вторым секретарем Витебского подпольного обкома партии. Обком начал энергично работать после появления в начале 1942 года "Суражских ворот", позволявших перемещать через линию фронта значительные партизанские силы. Их организацией и занимался обком, причем Жилянину приходилось часто руководить процессом: первый секретарь обкома Иван Стулов одновременно был членом военного совета 4-й ударной армии и часто был погружен в ее дела. Обком размещался в прифронтовой полосе близ "Суражских ворот" - в деревнях Усвятского и Велижского районов Смоленской области.
Обкому часто приходилось менять дислокацию, но гитлеровцам вплоть до освобождения Беларуси так и не удалось сдержать бурную и эффективную деятельность Жилянина и его соратников. Партизанское движение на Витебщине неуклонно росло и крепло, создавая постоянные проблемы оккупантам. В воспоминаниях, которые Яким Александрович издал в 1975 году вместе с двумя друзьями по обкому, его собственная роль представлена удивительно скромно. На самом деле организатором он был умелым, смело и незаметно для немцев перемещался на контролируемые партизанами территории, в его исполнении партийное руководство было весьма результативным.
Приходилось заниматься самыми разными вещами, пример тому - утвержденная Жиляниным в августе 1942-го листовка, призывавшая крестьян не давать хлеб немцам: "Немцы несут голодную смерть белорусскому народу. Шайка берлинских разбойников во главе с бандитом Гитлером вероломно напала на нашу Родину… Гитлер - это голодная смерть для народа. Для ограбления хлеба у крестьян Гитлер создал отряды из немцев, румын, австрийцев и местных предателей - полицейских, и вся эта свора хочет наброситься на вас и ограбить вас. Крестьяне! Не давайте ни грамма хлеба шакалу Гитлеру. Убирайте свой хлеб сами и прячьте его… Убивайте германских солдат и полицейских чем только можете! Бейте не только оружием, но и топором, колите вилами!" Хлеба Гитлер в итоге не получил.
Во время "рельсовой войны" в 1943 году под его руководством оказались партизаны Россонской зоны, они не только взрывали рельсы и мосты, но и заложили основу для послевоенного урожая: "В свое время партизаны россонской бригады имени Сталина захватили у гитлеровцев 59 тракторов. Их стянули в лес возле деревни Уклеенка и спрятали. А когда район освободили, бывший механик Россонской МТС… организовал… ремонтную мастерскую. К работам он привлек 55 механизаторов. Они разыскали спрятанные в лесу тракторы и подготовили их к весеннему севу".
В июле 1944-го, сразу после освобождения Беларуси, кандидатура Жилянина во второй раз рассматривалась для назначения в Вильно: город по итогам очередной геополитической комбинации мог отойти к БССР. Но в итоге в сентябре того же года Яким Александрович при содействии Пономаренко был назначен первым секретарем только что созданного Полоцкого обкома партии. Древний Полоцк был почти полностью разрушен гитлеровцами, и новую область приходилось создавать с огромными трудностями.
После отъезда Пономаренко из БССР в 1948-м движение вверх по карьерной лестнице остановилось. Десять лет Жилянин был председателем облисполкома в Могилеве, скончался в 1979 году в возрасте 76 лет. Именно такие незаметные скромные люди и строили накрепко белорусскую советскую государственность.