Я сам проверял - путь из лобби до комнаты, где находился глава МИД РФ медленным, расслабленным шагом по лестнице занял секунд 40. Поэтому Лавров, которому помощники несколько раз докладывали, что Субраманьям Джайншакар уже вошел в отель, уже находится на первом этаже, уже миновал службу безопасности и так далее, искренне недоумевал по поводу происходящей задержки, которая влияла на график дальнейших встреч. Впрочем, хорошо, что хорошо кончается, и худощавый министр иностранных дел Индии стремительно (мне показалось, немного запыхавшись), вбежал на встречу с Лавровым, быстро расположился в положенном ему по статусу месте и начал оживленно жестикулировать. После чего журналистов попросили удалиться.
Второй раз на лице российского министра читалось удивление во время гала-ужина, организованного от имени президента Индонезии. В традиционной АСЕАНовской рубашке (ее называют батик, что переводится как "капля воска") Лавров с очевидным восхищением рассматривал окружавшие его "интерьеры". Впервые уж точно за последние лет десять мероприятие проходило на открытом воздухе в обрамлении световых и не менее причудливых цветочных композиций. А в половине десятого вечера в честь состоявшегося в Джакарте саммита АСЕАН и открывавшегося в четверг Восточноазиатского саммита небо над городом взорвал короткий, но весьма энергичный салют, хорошо видимый из отелей, где компактно живут участники мероприятий и журналисты.
Объявленные в совместном заявлении по итогам 43 саммита АСЕАН решения, действительно стоило "отпраздновать". Они не носят конфронтационного характера, не осуждают кого-либо и направлены в значительной степени на продвижение общечеловеческой, объединяющей мировой повестки. В частности, страны АСЕАН призвали использовать космос в мирных целях, отказаться от применения ядерного оружия и соблюдать режим его нераспространения. В отношении конфликта на Украине говорилось о необходимости его дипломатического разрешения.
В отличие от сдержанной позиции АСЕАН, участники Восточноазиатского саммита (ВАС) было сложно договориться. Помимо лидеров государств, входящих в Ассоциацию юго-восточной Азии, на ВАС приехали представители США и Японии, Китая и России, Южной Кореи, Австралии, Индии. Вместо отказавшегося посетить Джакарту президента США Джо Байдена американскую делегацию возглавила вице-президент Камала Харрис. Для нее, объясняют западные эксперты, площадка саммита - отличная возможность проявить характер во внешней политике и продемонстрировать высокую степень скандальности в отстаивании американских интересов, чтобы быть замеченной прессой в предверии выборов главы Белого дома. К этому стоит добавить заявления Евросоюза, который уже объявил главной темой намеченного на конец недели саммита G20 в Индии "ситуацию на Украине". Разминка на эту тему в выступлениях проамериканской группы поддержки из числа участников саммита ВАС в Индонезии стала предсказуемой частью программы мероприятия в Джакарте. Казалось почти невозможным, что по его итогам удастся принять совместные Декларации. Формат - "встретились, высказали свою точку зрения и разошлись", который мы наблюдали на прошлогоднем Восточноазиатском саммите в Камбодже, с высокой вероятностью мог повторится на индонезийской площадке. Пары часов, отведенных на встречу лидеров в конференц-центре, было совершенно достаточно для яростной перебранки. Но этого, наверняка, не хватило бы для согласования внешнеполитических развязок, если, конечно, кто-то стал бы их добросовестно искать.
Однако случилось то, чего никто не ожидал. На пресс-конференции в столице Бангладеш Сергей Лавров внезапно назвал Восточноазиатский саммит под индонезийским председательством успешным. "Мы поддержали тему устойчивого развития стран региона, обсудили решение проблем в сфере продовольствия, безопасности, готовности к чрезвычайным ситуациям, внедрение цифровой экономики", - рассказал министр. По его словам, одобренные на саммите в Джакарте документы "нацеливают все страны АСЕАН и восемь их партнеров, на решение именно этих задач". Как объяснил глава МИД РФ, "к счастью всего этого удалось добиться, несмотря на весьма интенсивные попытки западных коллег подорвать конструктивную работу, навязывая под разными предлогами украинскую тематику в тех или иных вариациях". В итоге к чести всех участников "удалось эти попытки отставить и подтвердить, что Восточноазиатские саммиты будут и впредь заниматься ранее согласованной повесткой, в которую не входят проблемы геополитического масштаба и урегулирование кризисных и конфликтных ситуаций".
Я наблюдал, как в ожидании встречи с министром иностранных дел Индии Сергей Лавров достал пачку листов, на которых, предположу, было напечатано его будущее выступление на Восточноазиатском саммите. Большинство страниц выглядели помеченными ранее внесенной правкой. Но Лавров заново сосредоточенно перечитывал текст, время от времени резкими движениями обводя ручкой, видимо, наиболее значимые куски. Страниц было много, и, казалось, министр проговаривает про себя написанное с необходимыми паузами и акцентами.
В четверг утром во время короткой протокольной съемки прессе дали возможность убедиться, что все участники восточноазиатского саммита находятся на месте и никаких замен в ранее заявленных командах не произошло. После чего двери мероприятия закрылись. Сразу с саммита Лавров направился в аэропорт - в четверг министр перелетает в Бангладеш, где у него состоялась встречи с министром иностранных дел.
Не обошлось без забавного казуса. В автобусе, который должен был отвезти журналистский пул министра к самолету обнаружились..."зайцы". Сразу двое индонезийцев - мужчина и женщина с бейджиками саммита АСЕАН уютно расположились на заднем сиденье. Их случайно обнаружили в последний момент, когда автобус уже тронулся. Кто они и куда собирались, так и осталось не ясным. Впрочем, персонал аэропорта, похоже, воспринял ситуацию философски - с учетом количества прилетающих и вылетающих вип-гостей, пара соотечественников, попавших не туда, никого не удивила.