Поделиться

    Фермеры из Кузбасса поделились секретами продвижения продукции

    Сложности последних лет, включая пандемию коронавируса и западные санкции, не только не помешали, но наоборот - подстегнули развитие малого бизнеса в сфере АПК в Кузбассе. Что сегодня помогает молодым фермерам вести дело и продвигать свою продукцию, а чего еще не хватает?
    Артем Толмачев начал с подъема родительского хозяйства. Сегодня он руководит  преуспевающей экофермой
    Артем Толмачев начал с подъема родительского хозяйства. Сегодня он руководит преуспевающей экофермой / Юлия Потапова/ РГ

    Лицо фестиваля

    "Накупила всего - думала, что на неделю, но мы семьей сели и все съели за один день, так было вкусно", - призналась кемеровчанка Алена, одна из посетительниц большой фермерской ярмарки. Масштабный фестиваль местных производителей с говорящим названием "СВОЕ" провели в столице Кузбасса на исходе высокого летнего сезона второй год подряд. Девяносто из ста его участников два дня торговали сельхозпродуктами собственного производства. За это время было продано 6,5 тонны мясных, молочных, хлебобулочных и кондитерских изделий, сыров, рыбы, меда, варенья и так далее - всего более чем на десять миллионов рублей. И теперь, когда фестиваль позади, стоит еще раз вглядеться в некоторые лица.

    В этом году лицом фестиваля стали фермеры Евгений и Мария Кочетыговы из Прокопьевского района. У них гусиная ферма. За их копченостями и тушенкой на ярмарке выстроилась очередь.

    - Птицей занимаемся с 2018 года. Помещение у нас было, а на средства гранта - около восьми миллионов рублей - приобрели маточное поголовье, оборудование для инкубации яйца (все только отечественное) и завод по производству кормов. Сырье выращиваем сами, в том числе, подсолнечник. И собираемся культивировать кукурузу, ее добавление в подкорм придаст птице более товарный вид, - говорит Евгений. - Ну а самый сложный процесс - правильно вывести птенца, подготовить и довести до фермы, где он будет развиваться. Нет, не в клетке, а на воле, где светит солнце и зеленеет травка. Именно поэтому гусь - высококачественный продукт. Полезные свойства гусиных яйца и мяса еще полностью не изучены. Но на то, чтобы вырастить птицу, нужно месяца четыре. Так что мы занялись еще и уткой, которая растет 60 дней. Породы разные - Агидель, Голубой Фаворит, Башкирка... А гуси - Линда и Колмогор. Без препаратов для вакцинации поголовья не обойтись: птичий грипп бушует. Но вакцина у нас российская. Единственное, что пока не получается заменить, - это витамины. Раньше пользовались испанскими и итальянскими, но цены на них сильно поднялись.

    Фермерский настрой

    Фермерское хозяйство Кочетыговых выросло из личного подсобного еще в 2009-м. Тогда семья специализировалась на растениеводстве. Но когда масштабы освоения земель увеличились, встал вопрос о создании производства замкнутого цикла. Теперь Кочетыговы выращивают разные сельхозкультуры и кормят ими птицу. У них создано девять рабочих мест, не считая самих домочадцев - главы хозяйства, его жены (она и заместитель, и ветврач) и двух старших сыновей. Один - инженер-строитель, но родителям во всем помогает, другой окончил сельхозакадемию. А самому маленькому всего шесть лет. Никто из младших Кочетыговых ни разу не сказал о родительской ферме "Это не мое".

    - Какая поддержка еще нужна? Думаю, наша страна медленно, но верно движется в правильном направлении. Эволюционный процесс очень долгий, конечно, хочется, чтобы все проходило гораздо быстрее, но нет, не пройдет. А в итоге мы не только догоним Запад, мы его перегоним. Такие возможности, такие просторы есть только у России, только она может этим похвастать. Просто площади надо эффективно использовать - все территории, каждый клочок земли.

    - Хозяйство Кочетыговых, расположенное на границе Прокопьевского и Новокузнецкого районов, пока охватывает поставками в основном южную агломерацию. Но мы работаем над тем, чтобы эта продукция стала доступна и для жителей севера Кузбасса. Такие возможности есть, - отмечает глава регионального минсельхоза Андрей Ариткулов. - Продвигаем фермерские продукты разными путями. В городах области открылись специальные отделы - фермерские дворики, рынки в торговых центрах. Во всех муниципалитетах проводят воскресные ярмарки. За год набирается более трех тысяч подобных мероприятий. Еще ежегодно проводим по четыре крупных областных ярмарки в семи городах, на которые тоже приглашаем фермеров. Кузбасский минпромторг вместе с Торгово-промышленной палатой на регулярной основе проводит закупочные сессии, куда приходят и представители торговых сетей. Доля местных товаров на полках растет. Самое главное - производители видят востребованность своей продукции у покупателей.

    Пандемия помогла...

    Последние пять лет объемы производства в кузбасском АПК увеличиваются на пятнадцать процентов в год. И радует, что все больше в эту сферу тянется молодежь. У них глаза горят! Так, например, в прошлом году лицом фестиваля "СВОЕ" стал начинающий юргинский фермер Артем Толмачев.

    Стать фермером Артему помогла... пандемия коронавируса. В конце 2019 года они с супругой прилетели в Россию в отпуск из Сеула, где оба трудились в крупной логистической компании. Отпуск закончился в двадцатых числах февраля 2020-го, но вернуться в Южную Корею молодая семья уже не смогла - границы закрыли. И тогда они решили окончательно переехать под Юргу, в село Проскоково, где у родителей Артема было свое хозяйство. Правда, восемь коров пенсионеры держали уже с большим трудом.

    - Вот я и подхватил родительское хозяйство. Узнал про господдержку начинающих фермеров и в 2020 году сразу получил на развитие пять миллионов рублей. Купили технику, увеличили поголовье. Сейчас у нас уже сто четыре головы дойного стада и в общей сложности шестнадцать рабочих мест. Но я и сам всему научился - пою, кормлю, дою. Когда встал вопрос, что делать с молоком, мы пришли к созданию сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива "Проскоковский" - чтобы можно было объединиться с другими людьми и наладить переработку. Собираем молоко по хозяйствам не только в Юргинском округе, но и частично в Топкинском, Яшкинском и Кемеровском. Ведь таких кооперативов, как наш, в области на самом деле немного.

    Бочка у дома

    Артем, у которого, к слову, уже трое ребятишек, так увлекся новым делом, что решил пойти учиться. Окончил "Школу фермеров" при Кузбасской сельскохозяйственной академии, а недавно получил и вузовский диплом. Тем временем хозяйство продолжало бурно развиваться.

    Экоферма сегодня выпускает не только сметану, творог, сливочное масло и разнообразные сыры (включая халуми с прованскими травами), но молочные десерты и йогурты. Закваски все отечественные - в том числе из Абхазии и с Алтая. Вместо помещения в сто квадратных метров Толмачевы подыскали для цеха переработки более просторное. Раньше там была пивнушка, а потом здание и вовсе забросили. Как только Артем им заинтересовался, хозяева нашлись. Заключили договор аренды, может, получится выкупить площади. Это в Проскоково. А в Зеледеево у Толмачевых в перспективе будет большая ферма.

    - Но самая острая нужда сейчас - в площадках для реализации продукции, - подчеркивает Толмачев. У нас есть адресная доставка, торгуем на "Экомаркете", на ярмарках и фестивалях. Но я бы еще вернул такую культурную "фишку", как продажа свежего молока из бочек. Это было бы для фермеров очень хорошей поддержкой. Конечно, при максимальном соблюдении всех санитарных норм. Мы протестировали такой формат в Юрге и убедились, что это очень востребовано горожанами. Речь идет не о местах рядом с гипер- и супермаркетами, а о том, чтобы заезжать на легковых машинах с небольшими, трехсотлитровыми бочками в жилые кварталы. Бочка должна стоять у дома. Мы готовы обеспечивать сразу по тридцать бочек свежего цельного пастеризованного молока жирностью от 3,5 до 5,5 процента. Тем самым еще и поможем сократить объемы бытовых отходов - убрать пластиковый шлейф. Но, к сожалению, ветслужба, ссылаясь на закон, запрещает продавать молоко в бочках вне территорий сельскохозяйственных рынков. Хотя в Кузбассе их не больше восьми, и там все-таки не слишком большая проходимость. Считаю, нестационарная торговля должна развиваться в самых разных формах. Сейчас очень популярен автотуризм, и можно прямо на трассах, где хороший трафик, обустроить небольшие локации для продажи деревенских продуктов. Интересные, красивые, современные точки, с сопутствующей инфраструктурой.