Виктория Акбердина, заместитель директора Института экономики УрО РАН, член-корреспондент РАН:
- Хотя первая версия стратегии была принята лишь три года назад, ее обновление - актуальнейший шаг: с тех пор радикально поменялись условия развития обрабатывающих отраслей, появились как серьезные вызовы и угрозы, так и новые "окна возможностей". Это внесло коррективы в прогнозы, расставило новые акценты в приоритетах.
Кабмин ставит задачу выйти на среднегодовые темпы роста в четыре процента в течение ближайших 12 лет. Это непросто, учитывая, что последние 10 лет среднегодовой индекс производства в обрабатывающем секторе России не превышал три процента в год, а прирост инвестиций был не более одного процента. Выдержать заявленные темпы от высокой базы "доковидного" 2019 года возможно, только если коренным образом поменять приоритеты промышленной политики, создать условия для кратного роста внутреннего спроса и стимулирования экспорта. Отдельные меры в стране уже реализуются, будем ожидать новые, которые создадут условия для удвоения годового объема инвестиций к 2030 году.
В стратегии важно различать два направления: создание производств, которых не было в России, и увеличение выпуска по тем позициям, по которым наша продукция ранее была неконкурентоспособна. Первое направление - сложный путь, требующий инвестиций не только в строительство заводов, но и в технологии и кадры. Быстрых результатов здесь ждать не стоит, хотя уже сейчас мы наблюдаем рост инвестиций в отраслях, ориентированных на импортозамещение. Что касается второго, подвижки тоже есть. Так, в первом полугодии 2023-го электротехническая промышленность выросла на 30,4 процента к аналогичному периоду прошлого года, транспортное машиностроение - на 22,1, производство металлорежущих станков - на 33,2 и т. д. И на этом фоне мы видим снижение импорта по ряду позиций.
Если в целом по России прогнозы реалистичны при последовательной политике правительства, то проецирование целей и задач стратегии на региональный уровень вскрывает множество рисков. Так, в УрФО последние 10 лет среднегодовой индекс производства в обрабатывающем секторе составлял около четырех процентов, но эту динамику в большей степени обеспечили… ЯНАО и Тюменская область. А регионы с высокой долей обрабатывающих производств в ВРП, Свердловская и Челябинская области, показывали среднегодовой прирост не более одного процента. Риск для них связан со структурным перекосом: практически половину обрабатывающего сегмента занимает металлургия, а в машиностроении значительна доля предприятий, завязанных на гособоронзаказ.
Это значит, что необходимо сместить акцент в пользу высокотехнологичных гражданских производств в машиностроении, приборостроении, электронной промышленности. Уральские индустриальные регионы должны занять проактивную позицию, предлагать больше инициатив по созданию таких предприятий, формировать условия для привлечения крупных инвесторов. Иначе через пару лет промедление обернется снижением доли обрабатывающих производств в валовом региональном продукте, а потерю темпов уже будет не наверстать.
Андрей Мисюра, председатель комитета по промышленности Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей (СОСПП)
- В стране меняются приоритеты технологического развития. Раньше упор был на расширение производств, и работали соответствующие меры поддержки: льготные займы ФРП, промышленная ипотека и т. п. Но сейчас стране нужна технологическая независимость. Обеспечить ее во многом должны решения малых научных коллективов, что требует со стороны органов власти иного, более гибкого подхода к оказанию им поддержки.
Существующие меры в основном ориентированы на средние и крупные организации, к тому же деньги на разработки выделяются в основном федеральными институтами, что накладывает дополнительные ограничения. А пласт работ по переходу от стадии прототипа к созданию опытной партии действующими мерами фактически не покрывается, что отсекает многие проекты. В результате мы не можем рассчитывать на масштабное внедрение прорывных и востребованных технологий и продуктов.
В СОСПП, в Корпорацию развития Среднего Урала часто обращаются предприниматели с новаторскими замыслами, есть действительно значимые для страны проекты. Люди горят своими идеями, сформировали команды, создали прототипы изделий. Но весь запал подрывает отсутствие финансирования, возможностей для апробации разработок, оборудования и площадей для серийного изготовления. В итоге перспективные проекты остаются на полках.
Что могло бы изменить ситуацию? Во-первых, создание сети региональных фондов поддержки НИОКР, призванных обеспечить доступ к финансированию именно на местах. Для полноценного завершения НИОКР требуется 10-50 миллионов рублей на один проект, и важно, чтобы это был не заем, а грант или субсидия. В качестве нефинансовой меры требуется помощь в организации испытаний, выходе на крупных заказчиков, для которых создается продукт.
Во-вторых, обеспечение предприятий оборотными средствами для организации серийного изготовления. Здесь востребовано "револьверное" финансирование с отсрочкой погашения основного тела кредита, которое также возможно проводить в рамках фонда.
В-третьих, нужен доступ к инфраструктуре - промплощадям и дорогостоящему оборудованию - на временной основе, в формате коллективного пользования. В идеале - и к контрактному производству по всем возможным переделам. Это уже функции технопарков:есть потребность в развитии их сети рядом с точками концентрации малого инновационного бизнеса. Таким образом, все основные этапы вывода на рынок продукта будут поддержаны в рамках одного института, одного региона.