Эти и другие законодательные инициативы и практические рекомендации, направленные на улучшение демографической ситуации в стране обсуждали участники ежегодного Общероссийского научно-практического семинара "Репродуктивный потенциал России: версии и контраверсии", который в эти дни проходит в Сочи.
Все, что касается рождения детей, всегда обсуждается очень горячо. Одной из спорных тем остается принятый недавно закон о запрете суррогатного материнства. "Надо признать, что в результате принятия этого закона у нас остались за бортом часть женщин, которые физически не могут выносить ребенка. К сожалению, сейчас они не могут получить помощь", - сообщила заместитель председателя комитета по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая.
Вместе с подготовкой поправок в этот закон идет работа и над другими законами, которые должны повлиять на демографическую ситуацию в стране.
"Это, в частности, законопроект о школьной медицине, в рамках которого предстоит от формального подхода перейти к серьезной заботе о здоровье школьников, включая и формирование репродуктивного здоровье девочек", - подчеркнула депутат.
Еще одна больная тема - это правила проведения абортов. В обществе усилились голоса противников права женщины самостоятельно принимать решение о вынашивании ребенка либо прервать нежелательную беременность. Но медицинское сообщество предупреждает, что радикальные меры могут привести к катастрофическим последствиям.
"Нельзя наступать на те же грабли. Достаточно вспомнить, какой была материнская смертность от криминальных абортов до 1955 года. Женщины погибали из-за сепсиса, перитонитов, кровотечений, а в медицинских учреждениях открывали специальные отделения для экстренной помощи таким пациенткам. Их спасали, удаляя матку, и женщина навсегда лишалась возможности стать матерью", - напомнил известный доктор, акушер-гинеколог, завкафедрой акушерства и гинекологии с курсом перинатологии Медицинского института РУДН, заслуженный деятель науки России Виктор Радзинский.
По мнению профессора Радзинского, законодатели перегнули палку и с еще одним недавним решением - ужесточением продаж лекарств для медикаментозного прерывания беременности на ранних сроках.
"Надо понимать, что ограничения в возможности применения контрацепции, чтобы избежать нежелательной беременности, как и в медицинском прерывании, если беременность все же наступила - это путь к росту криминальных вмешательств, - считает профессор Радзинский. - Вот, например, после подорожания презервативов упали объемы их продаж, и главным средством защиты остается малоэффективный прерванный половой акт. Но сразу же выросло и количество абортов. А мы ко всему прочему усложняем возможность применить наиболее цивилизованный и безопасный для женщины способ сделать медикаментозный аборт".
"Полного запрета абортов не будет. Точка, - подчеркнула Татьяна Буцкая. - Но у нас должна быть полная и четкая картина о количестве прерываний беременности. Это не про запреты, а про контроль. Мы должны знать, что в женской консультации врачи сделали все от них зависящее, чтобы женщина сделала правильный репродуктивный выбор. Соблюдается ли "неделя тишины" в коммерческих клиниках? Мы не знаем. Более того, мы даже не имеем данных о числе прерываний беременности, выполняемых там".
Мордовия стала первым регионом, предложившим вывести аборт из числа медицинских услуг, оказываемых коммерческими клиниками. Этот опыт будет учтен.
В целом же решение должно быть взвешенным, - отметили участники форума.
Кстати, когда сидящим в зале врачам предложили ответить на вопрос, должен ли врач выполнять исключительно медицинскую часть работы, когда к нему приходит пациентка с запросом на аборт, или все же он обязан объяснить женщине все последствия, все риски прерывания беременности, большинство врачей выбрали второй вариант.