издается с 1879Купить журнал

"При помощи оптики снимаю передний край немцев..."

Благодаря мужеству фронтовых кинооператоров до нас дошли бесценные свидетельства из 1943 года

Вот как вспоминал о тех днях фронтовой кинооператор Гай Асланов: "Начата артподготовка. Дрожит, кажется, сама земля. 259 орудий и минометов обстреливают каждый метр в секторе предстоящего прорыва. Со страшным ревом проносятся над нами снаряды "катюш". При помощи оптики снимаю передний край немцев, там все горит... Больше часа продолжается грохот орудий. Потом вдруг на мгновение становится опять тихо. И вот, она, долгожданная, нарастающая волна многоголосного "ура", все приходит в движение. Через визир кинокамеры вижу устремившихся вперед бойцов, танки. Кажется, все слилось в единую мощную лавину, которую уже нельзя остановить".

Генерал-лейтенант Н.С. Хрущев (второй справа) и кинорежиссёр А.П. Довженко (крайний справа) на Воронежском фронте. 1943 год. Фото: РГАКФД. Арх. 1-81878

В Российском государственном архиве кинофотодокументов хранятся более 30 фильмов, посвященных освобождению Донбасса, - как выпуски периодики "Новости дня" и "Союзкиножурнал", так и самостоятельные ленты. Среди них - "Город Сталино" (1943 г. РГАКФД. Арх. N 6397), "Горловка" (1943 г. Арх. N 6157), "Ворота Донбасса" (1942-1943 гг. Арх. N 6326) и знаменитый документальный фильм "Великая Отечественная. Фильм 13 - Освобождение Украины" (1979 г. Режиссер Л. Данилов. Арх. N 26193).

Немцы подрывают железнодорожное полотно перед отступлением. Сентябрь 1943 года. Фото: РГАКФД. Арх. N 26193

И, конечно, особого внимания заслуживает полнометражный фильм "Битва за нашу Советскую Украину" (Арх. N 4960). Оригинальный монтаж (режиссеры Ю.И. Солнцева и Я.П. Авдеенко) и яркая фронтовая кинохроника сделали его одним из лучших кинофильмов времен Великой Отечественной войны. Художественным руководителем фильма назначили выдающегося кинорежиссера, сценариста, писателя Александра Петровича Довженко. Картина создавалась летом и осенью 1943 года, в период освобождения Красной армией Левобережной Украины. Съемки во всех родах войск, в партизанских отрядах, в советском тылу вели фронтовые кинооператоры В.И. Афанасьев, К.И. Богдан, Н.В. Быков, Б.В. Вакар, М.М. Глидер, М.М. Гольбрих, И.Ц. Гольдштейн, И.А. Запорожский, М.М. Капкин, П.Д. Касаткин, И.С. Кацман, В.С. Комаров, Ю.М. Кун, Г.А. Могилевский, В.И. Орлянкин, Б.М. Рогачевский, С.А. Семенов, В.А. Смородин, А.П. Софьин, С.П. Урусевский, В.А. Фроленко, А.И. Фролов, С.А. Шейнин, В.А. Штатланд. Одними операторами (например, при взятии Харькова и ряда городов Донбасса) Довженко руководил непосредственно на передовой, другим давал подробные письменные задания перед отправкой на передовую.

Советские части врываются в Артемовск. 5 сентября 1943 года. Фото: РГАКФД. Арх. N 4960

Помимо киносъемок, осуществленных советскими репортерами, в фильме использованы кадры, сделанные германскими журналистами.

Освобождение Донбасса в киноленте представлено съемками боев за Конотоп, Мариуполь, Луганск, Артемовск, Краматорск, Сталино. Подробно сняты взорванные шахты и промышленные предприятия, дым и прах наших городов и сел, могилы и истерзанные фашистами тела наших людей среди мальв и подсолнухов, горящий хлеб, который не успели вывезти немцы.

Жители Мариуполя встречают советских воинов. 10 сентября 1943 года. Фото: РГАКФД. Арх. N 4960

Впервые зрители смогли услышать живые голоса участников событий...

26 октября 1943 года газета "Вечерняя Москва" сообщила: "Вчера в 13 кинотеатрах Москвы началась демонстрация кинофильма "Битва за нашу Советскую Украину". За первый день кинокартину просмотрело более 100 тысяч человек. На копировальных фабриках печатается около четырехсот копий, которые будут отправлены на фронт, в освобожденные районы Украины и во все крупные города Союза".

Немецкое кладбище в Краматорске. Фото: РГАКФД. Арх. N 4960

Картина имела колоссальный успех не только у нас, но и в странах-союзниках, особенно в Канаде и США. А всего фильм демонстрировали в 27 странах.