Цель - протестировать исламскую финансовую модель в регионах, где живут большое число мусульман и где уже по сути работают исламские финансовые структуры. Выдавать лицензии и вести реестр организаций партнерского финансирования, регулировать их деятельность будет Банк России.
Председатель Торгово-промышленной палаты Чечни Юсуп Чуликов рассказал "РГ", что в регионе структуры, которые практиковали исламский банкинг, работали по сути и до 1 сентября. Они предоставляли разные услуги, например, вход в бизнес в качестве партнера или исламскую рассрочку. Но то, что сейчас и крупные банки станут совершать экономические операции, соответствующие религиозным нормам, уже интересует предпринимателей.
"Ислам осуждает займы под проценты. Многие бизнесмены отказываются от такой модели, при которой банку было неважно, есть у тебя прибыль или нет, может, работаешь ты в минус, но процент свой должен платить. Еще один важный момент - отсутствие пеней и штрафов. Если ты в какой-то момент не можешь выплачивать, то можешь продать имущество, закрыть долг и остаток забрать себе без всяких дополнительных выплат", - отметил Чуликов.
Он подчеркивает, что разные бизнесмены могут выбрать для себя наиболее удобный формат. Так, крупному скорее подойдет партнерство с банком, а среднему и маленькому бизнесу, возможно, выгоднее будет использовать исламскую рассрочку.
Представитель рабочей группы по разработке мер господдержки по нормам ислама при агентстве по предпринимательству и инвестициям Дагестана Магомедали Юсупов рассказал "РГ", что исламский банкинг в Дагестане очень перспективен, потребность в исламских финансах в регионе составляет около 4 млрд руб.
Как считает Юсупов, закон об исламском банкинге хорош еще и тем, что он обезопасит риски инвесторов на юридическом уровне. "Они станут вкладываться в исламский банкинг, товарная накидка от финансовых организаций уменьшится. Сейчас у них "дорогие" деньги, с притоком инвестиций ситуация изменится в лучшую сторону, что выгодно для предпринимателей", - считает Юсупов.
"Мы ожидаем поступления первых заявок на участие в эксперименте", - говорит управляющий Нацбанком по Татарстану Марат Шарифуллин. В заявке участник должен будет подтвердить выполнение ряда требований. Одно из них: сама организация или ее филиал должны быть зарегистрированы на территории пилотного региона. При этом для клиентов никаких ограничений ни по месту жительства, ни по религиозным убеждениям нет.
Планируется использовать потенциал халяль-индустрии. Сегодня в реестре комитета по стандарту "халяль" зарегистрировано более 200 хозяйствующих субъектов, получивших необходимый сертификат. Однако, как отмечал министр экономики Татарстана Мидхат Шагиахметов, в Татарстане все же не хватает специалистов в области исламского финансирования.
В регионе уже работают профильные образовательные центры - Российский исламский институт, Болгарская исламская академия, в Казанском федеральном университете (КФУ) открыты магистерские программы по исламским финансам, организованы дополнительные образовательные программы.
Нужно организовать просветительскую работу по информированию и популяризации исламского финансирования среди самих предпринимателей и граждан. "Мы можем создать для потребителей исламских продуктов такие условия, что они будут конкурентоспособными, комфортными и безопасными, как и классические банковские продукты. Поэтому мы считаем, что исламские финансы, возможно, даже будут интересны не только для мусульманского сообщества, но и для тех граждан, которые не являются мусульманами или не ассоциируют себя с какой-то конфессиональной группой", - уверяет председатель Духовного управления мусульман Татарстана Камиль Самигуллин.
В регионе муфтияту удается покрывать базовые финансовые потребности мусульман. Предлагаются халяльные ценные бумаги, ипотека, дебетовая карта, рассрочка по стандартам мурабаха и иджара на покупку автомобиля и бытовой техники, разработано мобильное приложение Sahih Invest для скрининга акций российских компаний на предмет соответствия нормам шариата.