По словам художественного руководителя и главного режиссера театра Валерия Воронина, на выбор названия постановки повлияли несколько обстоятельств - исторический аспект, юбилейный год Федора Шаляпина, для которого партия Ивана Сусанина была коронной, да и общая обстановка в обществе. "Мы попытались создать нечто новое, показать зрителям особую эстетику спектакля", - сказал он.
Специфика работы на открытых пространствах диктует свои законы - здесь, по словам художника-постановщика спектакля Гарри Гуммеля, нужно либо четко вписываться в среду, либо предлагать нечто инородное. "Мы попытались максимально вписаться в архитектурный контекст Астраханского кремля, во многом полагаясь на видеорисунки, которые проецировались на декорации", - рассказал он. И вот в эти, достаточно сложные декорации, как влитая вписывается сцена польского бала. Сложность еще и в том, что в балетной части задействованы артисты хора. Сама сцена стала и выше, и шире; на ней задействованы и люди, и лошади. Интересно, что в спектакле нет ни одного одинакового костюма.
Несмотря на индивидуальность постановки, сделанной специально для данного проекта, директор театра Наталья Шагова ждет приглашения "Русских опер в Астраханском кремле" на гастроли в другие регионы. "Этот проект стоит того, чтобы его увидела широкая зрительская аудитория. Хочется популяризировать наше творчество в масштабах всей страны".
Образ Ивана Сусанина создал солист Мариинского театра, народный артист республики Северная Осетия - Алания, лауреат международных конкурсов Михаил Колелишвили - обладатель могучего баса. Оказалось, что с партией Ивана Сусанина он познакомился в 1995 году, когда был студентом Тбилисской консерватории. "Заглавная партия - одна из самых ответственных для басов. Чувствую огромную ответственность, работая над этой ролью", - рассказывал артист. Пригласил его режиссер-постановщик спектакля Михаил Панджавидзе.
"С радостью ответил на предложение поставить первую русскую национальную оперу на соборной площади Астраханского кремля. Много раз выступал на таких площадках в России и за рубежом и люблю данный формат. Выступление в старинных замках и крепостях заряжает невероятной энергией, - рассказал сам Панджавидзе. - Сейчас эта опера как никогда актуальна. Персонажей Смутного времени мы видим ежедневно в сводках новостей. Сейчас настало время сыграть об этом оперу, чтобы увидеть, что в международной политике мало что изменилось за несколько веков. А еще опера "Иван Сусанин" напомнит многим про наш праздник, отмечаемый 4 ноября, значение которого понимает далеко не каждый. Вне зависимости от происхождения, историю во все времена делали личности. В нашем случае это рассказ о том, как простецкий староста, трясущий налоги с подведомственных ему крестьян, кулак, оказался патриотом. Он не родился героем, а стал им, когда пробил час".
Кстати
Проект "Русские оперы в Астраханском кремле", поддержанный грантом Президентского фонда культурных инициатив, а также правительством Астраханской области, берет начало с 2012 года, и с каждым годом интерес к нему только растет. Опера "Иван Сусанин" стала седьмой кремлевской постановкой.