"У меня растут года, будет и семнадцать. Кем работать мне тогда, чем заниматься?". Эти строки из стихотворения Маяковского "Кем быть?" наверняка знает старшее поколение. А младшее, если и не знает, то вопросы такие все равно задает - себе, родителям, учителям.
Выбор профессии - важный и сложный. Традиционно ответственность за помощь ребенку в этом выборе ложилась на плечи семьи и школы. Но сегодня, когда рынок труда постоянно меняется, и тем, и другим нужна помощь.
Выход? Единая модель профориентационной работы - профминимум - универсальный набор всех практик, инструментов, материалов и документов, которые регламентируют и описывают профориентационную деятельность школ.
"Профориентационная работа в школах - главное связующее звено между образованием и бизнесом, - говорит Иван Есин, управляющий директор Фонда Гуманитарных Проектов - оператора федеральной программы "Билет в будущее", на основе мероприятий которой и разработан курс профориентации "Россия - мои горизонты". - Благодаря ей школьники осознанно выбирают колледжи и вузы, понимая, где они смогут потом использовать полученные знания. А бизнес, в свою очередь, получает подготовленные кадры, которые становятся основой для роста экономики страны".
Кстати, в некоторых регионах уже в прошлом году был запущен внеурочный курс карьерной грамотности - как один из компонентов подготовки к профессиональному самоопределению. Курс в очном и цифровом формате ранее разработала компания "Профилум", а сейчас у регионов есть возможность сделать его частью нового курса.
Профориентационный минимум доступен в трех уровнях. Каждый регион вправе выбрать для школ любой из них - на основании своих возможностей.
Что за уровни?
Базовый - не менее 40 академических часов в год, основной - не менее академических 60 часов и продвинутый - не менее 80 академических часов. Школа может назначить разные уровни профминимума для разных классов, но не выше уровня, который ей отведен региональным органом управления образованием. Но есть нюансы. Так, продвинутый уровень возможен только тогда, когда в школе есть предпрофессиональные профильные классы - например, инженерные, медицинские, IT и другие.
Каждый уровень включает в себя урочную и внеурочную деятельность, а также работу с родителями. Кроме того, есть дополнительные форматы: профессиональные пробы, профориентационные мероприятия.
Урочная деятельность занимает от 4 до 11 академических часов в год в зависимости от уровня. Это работа на уроках по разным общеобразовательным предметам. Здесь задача учителя - показать школьникам значимость той или иной дисциплины в рамках профессии: например, на уроке физики рассказать, чем занимаются физики-ядерщики, на математике - как знание алгоритмов используется в программировании.
Но основную долю профориентации (во всех уровнях, кроме продвинутого) занимает внеурочная деятельность - 34 учебных академических часа того самого курса "Россия - мои горизонты" - раз в неделю по четвергам. Это те часы, которые уже были заложены в план внеурочной работы в соответствии с ФГОС.
Материалы курса уже доступны на сайте программы "Билет в будущее".
Что будет на занятиях?
Расскажут об общей ситуации в стране - ее экономическом развитии, приоритетных отраслях, обеспеченности кадрами. Познакомят с разными профессиями, проведут профессиональные пробы. Например, в календарном плане на год есть занятия, посвященные профессиям программиста, биотехнолога, врача телемедицины, агронома, металлурга, дизайнера.
По желанию региона до половины этих занятий можно заменить на подготовленные самостоятельно и посвященные местной образовательной среде и рынку труда. И это, кстати, немаловажно.
"Зачастую талантливые выпускники школ с высокими результатами ЕГЭ покидают родной регион в пользу лучших, на их взгляд, образовательных и карьерных перспектив, - рассказал "РГ" директор по региональному развитию и партнерским отношениям "Профилум" Иван Зилотов. - Это происходит отчасти от того, что молодежь не видит возможностей для реализации своего потенциала дома. Региональный компонент профориентации помогает школьникам узнавать о разнообразии рынка труда в регионе и о том, где можно получить перспективную специальность, не уезжая из региона. Ведь чтобы работать над интересными проектами, развиваться и хорошо зарабатывать, не всегда нужно стремиться в столицы".
Занятия в рамках профминимума в школе проводит педагогический работник, которого назначает руководство. Это может быть один из учителей, психолог или классный руководитель. Но ответственным за проведение профориентации будет кто-то не ниже уровня заместителя директора.
Чтобы вести занятия на базовом уровне, педагогу нужно изучить готовые материалы по проведению профориентационной работы, а вот для основного и продвинутого уровней придется пройти программу повышения квалификации. Если школа выбирает продвинутый уровень обучения, ей, конечно, нужно привлечь партнеров: региональных работодателей, кадровые агентства, профессиональные объединения, организации из разных сфер. Партнеры будут работать с профильными классами, проводить лекции, мастер-классы, экскурсии на производство, конкурсы профессионального мастерства и так далее - по выбору школы.
Проект по профориентации школьников "Билет в будущее" создал отдельный сайт, посвященный единой модели профориентации. На нем можно детально ознакомиться с программой будущего курса и спланировать занятия.