Венецианский фестиваль увлекся кинобиографиями знаменитых

Венецианский кинофестиваль близок к финалу. Последние дни просмотров подтвердили пробудившийся интерес кинематографа к реальным судьбам знаменитостей. К фильмам о Леонарде Бернстайне, Элвисе Пресли, Энцо Феррари, легендарном командире итальянской подлодки Сальваторе Тодаро добавились картины о Сальвадоре Дали, великом японском композиторе Рюити Сакамото, лауреате Пулитцеровской премии писательнице Изабель Вилкерсон.

Изабель Вилкерсон, героиня фильма "Происхождение" Авы Дюверней, - первая женщина афроамериканского происхождения, получившая за свои труды на стыке журналистики с научным исследованием Пулитцеровскую премию. Ее бестселлер 2020 года "Каста: истоки нашего недовольства" посвящен феномену расизма в США и сложным путям афроамериканской диаспоры в борьбе за равенство и справедливость. Он и положен в основу картины.

Фото: Пресс-служба Венецианского кинофестиваля

Фильм застает героиню в драматический момент, когда ее подкосили почти одновременная смерть мужа и матери. Она пытается забыться в исследовательской работе, занявшись трагическим случаем, когда черного подростка убили только за то, что он гулял по району "для белых". Она ищет и находит прямые параллели между положением чернокожих в США, "еврейским вопросом" в Третьем рейхе и проблемой далитов - касты "неприкасаемых" в современной Индии, не имеющих шанса на работу и вынужденных искать пропитание в отбросах, - ее книга становится исследованием процесса глобальной сегрегации разнообразных "иных". Следуя за героиней по странам мира, фильм снимался на трех континентах, в нем много экскурсов в историю, но реконструкция событий, по мнению многих критиков, не выглядит убедительной, иногда даже карикатурной.

Рецензенты отмечают серьезность авторского замаха, эмоциональную работу исполнительницы этой роли Онжаню Эллис-Тейлор - но пишут об "откровенно китчевых эмоциях", характерных для стиля картины и снижающих ее художественную ценность.

Практически новый киножанр предлагает фильм японского режиссера Нео Сора "Рюити Сакамото - опус". В 2017 году Нео Сора снимал в качестве оператора документальный фильм-портрет "Рюити Сакамото - кода", посвященный знаменитому композитору, автору саундтреков ко многим фильмам, включая картины Бертолуччи, Осимы, Шлендорфа… Герой фильма рассказывал о своей работе, о том, как врачи помогли ему одолеть рак и вернуться к жизни. Но в марте 2023-го болезнь взяла свое, многолетняя борьба с недугом завершилась уходом мастера. В последние годы Сакамото уже не мог выступать, не говоря о гастрольных турах. Но, собрав последние силы, он все же дал свой прощальный концерт - для фильма "Опус". Двадцать фортепианных пьес, сыгранных угасающим мастером, - это рассказ о его жизни в музыке. Он сам выбрал эти пьесы, создав из них музыкальную драматургию - повесть о его триумфальной музыкальной карьере, включая его работу в Yellow Magic Orchestra, его саундтреки к фильмам Бертолуччи, его последний медитативный альбом "12". Черно-белый, как клавиатура фортепиано, фильм показан в Венеции через полгода после смерти своего героя, стал его лебединой песней.