Глава кабмина провел совещание по подготовке главного финансового документа страны на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов. Правительство намерено завершить его подготовку в кратчайшие сроки, чтобы сначала представить основные положения президенту, а затем утвердить документ и до конца месяца внести в Госдуму. "Он направлен на решение самых важных и масштабных задач развития страны, - заявил Мишустин. - Прежде всего исполнение в полном объеме перед людьми социальных обязательств, о которых говорил президент, и поддержку положительных изменений в экономике".
Экономика успешно адаптируется к существующим вызовам, констатировал премьер. В августе федеральный бюджет исполнен с профицитом - около 230 млрд рублей, - а консолидированный баланс регионов дал еще около 140 млрд.
Это произошло во многом благодаря существенному росту ненефтегазовых доходов. По итогам августа они превысили 1,82 трлн рублей, что на 56,5% больше уровня прошлого года. Восстановились нефтегазовые доходы: по данным министерства финансов, вместе с увеличением цен на нефть с сентября их траектория существенно опережает прошлогодние значения. Расходы после периода авансирования в начале года вернулись к традиционным показателям. В августе они составили около 2,24 трлн рублей.
- В целом же с января дефицит федерального бюджета ниже 1,5% ожидаемого валового внутреннего продукта за год, - сообщил Михаил Мишустин. - Устойчивый курс на положительные изменения позволяет рассчитывать на исполнение федерального бюджета в текущем году с дефицитом на уровне первоначального прогноза 2% ВВП.
Работа над проектом нового трехлетнего бюджета велась в правительстве на фоне восстановления деловой активности, а оно, по словам премьер-министра, оказалось более динамичным, чем предполагали некоторые эксперты. Президент ранее отмечал, что с третьего квартала в России наметился экономический рост. "Мы видим, что он закрепился. По оценке минэкономразвития, в июле в годовом выражении валовой внутренний продукт превысил уровень прошлого года на 5%, а уровень двухлетней давности - почти на процент. В целом за семь месяцев текущего года этот показатель увеличился более чем на 2%", - заявил Мишустин.
Основной вклад внесло промышленное производство: в июле оно выросло почти на 5%. В первые семь месяцев года основным драйвером стала обрабатывающая промышленность, производство в которой превысило 6%. Выпуск компьютеров, электроники и оптики увеличился на 30%, электрического оборудования - более чем на 20%. "Все это говорит о том, что российский бизнес продолжает уверенно адаптироваться к внешним вызовам, осваивает перспективные ниши, расширяет действующие проекты и запускает новые", - считает премьер. Инвестиционная активность по итогам второго квартала возросла на 13%. В правительстве рассчитывают, что такие процессы продолжатся и в ближайшие годы.
Михаил Мишустин обозначил важную особенность бюджетного процесса. Риски для России никуда не делись, поэтому нужно учитывать все накопленные ранее дисбалансы и вызовы в мировой экономике. Они могут оказать влияние на наши государственные финансы. "Здесь важно придерживаться прагматичного подхода, избегать чрезмерно оптимистичных прогнозов при формировании основных характеристик и принятии расходных обязательств", - предупредил премьер.
Экономика России сегодня перешла к восстановительному, а во многих отраслях к опережающему росту, который фундаментально обоснован снижающейся относительной конкурентоспособностью западных экономик. Об этом рассказали "Российской газете" эксперты.
Доцент кафедры экономической политики и экономических измерений Института экономики и финансов Государственного университета управления Максим Чирков отметил, что у нашей страны появляются новые надежные клиенты на углеводородное сырье. Именно поэтому, несмотря на санкции, нефтегазовые поступления растут. Кроме того, нормализуется и формируется новая логистика, а цены на российскую нефть превысили санкционный лимит западных стран и имеют тенденцию к дальнейшему росту.
Доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова Алла Чалова считает, что исполнение федерального бюджета с профицитом по итогам 8 месяцев 2023 года обусловлено растущей динамикой поступлений его ненефтегазовых доходов и прежде всего от НДС и налога на прибыль организаций, кассовые доходы по которым составили более 70% от утвержденных годовых назначений. Она связывает это с повышенной платежеспособностью населения, а также ускорившейся инфляцией. "Растущие инфляционные ожидания подогревают платежеспособный спрос и толкают бизнес на формирование страховых запасов для будущих продаж", - отметила эксперт.
Что же касается внешних факторов, то здесь Чалова отметила благоприятную ценовую конъюнктуру на рынке экспортируемых РФ ресурсов, которая вместе с девальвацией рубля обеспечила приток поступлений по налогу на прибыль организаций. Другой причиной профицита в федеральном бюджете, по ее мнению, стало некоторое отставание динамики финансирования его расходов от динамики доходов. Расходы по итогам 8 месяцев исполнены на 66%.
Разумеется, существуют определенные риски в следующем бюджетном цикле, которые обусловлены повышением уровня инфляции и существенной волатильностью курса рубля, констатировала Чалова. В этой связи особая роль для подготовки проекта федерального бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов и его характеристик отводится прогнозу социально-экономического развития, от объективности и реалистичности прогнозных значений базовых макроиндикаторов которого будет зависеть устойчивость федерального бюджета.
"В целом же можно с уверенностью утверждать, что российская экономика приспособилась к функционированию в условиях существующих геополитических ограничений", - резюмировала эксперт.
Подготовили Татьяна Шмелева и Елена Манукиян