11.09.2023 18:59
Поделиться

Героическая "Донбасс Опера" выступила на сцене Большого театра

В Москве стартовал VIII Фестиваль музыкальных театров России "Видеть музыку", который проходит ежегодно при поддержке министерства культуры и гранта Президентского фонда культурных инициатив. И уже по сложившейся традиции открывающим выступил легендарный Донецкий театр оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко. В своей новейшей истории дончане уже показали москвичам "Турандот" Пуччини, Carmina Burana Орфа, "Бал-маскарад" Верди, "Пер Гюнт" на музыку Грига и оперу Верди "Любовные похождения сэра Джона Фальстафа". В этом году привезли оперу Александра Бородина "Князь Игорь" и балет на музыку Вячеслава Овчинникова "Война и мир". Оба спектакля представили на Новой сцене Большого театра России.

Сегодня по понятным причинам театр лишен своего зрителя, уже полтора года "Донбасс Опера" закрыта. Но пока говорят пушки, музы тоже не молчат. Артисты мужественно сохраняют желание творить, репетируя фактически в прифронтовых условиях, а спектакли показывают пока лишь в гастрольном формате. И эти два спектакля прежде, чем были показаны на суперответственной сцене Большого театра, сыграли в Крыму.

Свою историю Донецкий театр ведет с 1932 года. Теперь на здании - памятнике архитектуры - следы артобстрелов, зияют глазницы разбитых окон. В пространстве под сценой оборудовано убежище… Постановку "Князя Игоря" готовили к 90-летию театра. Эта опера, которая обрела теперь иное актуальное звучание, была выбрана не случайно: именно с нее началась летопись знаменитого коллектива. И в театре есть мечта - представить эту оперу в реальных исторических декорациях под открытым небом в Свято-Успенской Святогорской лавре на берегу Северского Донца, именно там, где разворачивались события "Слова о полку Игореве", повествующем о походе князя Игоря против половцев, сюжет которого и стал основой оперы Бородина.

Композитор работал над этой партитурой почти 20 лет. Но завершить не успел. Завершали труд его коллеги Глазунов и Римский-Корсаков. Но в этом спектакле волей режиссера-постановщика - известного баритона Мариинского театра Юрия Лаптева при поддержке музыкального руководителя театра - дирижера спектакля Юрия Парамоненко оставили исключительно музыку Бородина.

"Князь Игорь" получился эффектным: объемные декорации и сотни роскошных костюмов

Эпический спектакль получился каноничным и эффектным: объемные декорации и несколько сотен роскошных костюмов - сверкающие доспехи, роскошные наряды, отделанные мехом и расшитые жемчугом (художник - Ирина Долгова). Солисты очень старались и волновались (заглавную партию исполнял баритон Владислав Лысак). В труппе много от природы красивых голосов. Но, конечно, когда, наконец, наступит мирное время, театру понадобится и профессиональная кадровая поддержка. А оркестр испытующе для певцов звучал немного замедленно, будто хотел продлить волшебные минуты пребывания артистов на сцене Большого театра.

Впрочем, гастроли в Москве только завершились, а "Донбасс Опера" уже планирует привезти на фестиваль в следующем году совсем новые свои масштабные постановки - оперу Моцарта "Дон Жуан" и балет Асафьева "Бахчисарайский фонтан".

Кстати

Фестиваль "Видеть музыку" пройдет на многих ключевых творческих площадках Москвы и продлится до 13 декабря 2023 года. Форум объединит в своей афише более трех десятков спектаклей театров России и стран СНГ, обещая стать одним из самых представительных отечественных художественных смотров. А неизменной кульминацией всех событий фестиваля по традиции станет гала-концерт и вручение премии "Легенда", которые состоятся 9 ноября на сцене Центра оперного пения Галины Вишневской.

Дословно

Гастроли "Донбасс Оперы" в Большом завершились мировой премьерой балета "Война и мир". Над спектаклем работали хореограф Андрей Петров, худрук Вадим Писарев. Участвуют в нем более 200 артистов и музыкантов помимо донецких из "Кремлевского балета" и Марийского театра. И на премьере в Большом театре был полный аншлаг. Ведущий солист донбасского балета Роман Белгородский, станцевавший партию Наполеона, рассказал "РГ":

- У нашего театра с войной свои отношения. Театр пережил и Великую Отечественную, причем сразу после освобождения Донбасса у нас начался подъем. Здесь было много именитых артистов не только балета, был очень сильный оркестр. После распада Советского Союза наблюдался небольшой упадок, многие артисты уезжали за границу. В нулевых начался очередной подъем, но в 2014-м снова война... Однако мы, как видите, адаптировались.

Репетиции "Войны и мира" действительно шли под обстрелами, у нас все фасады посечены осколками. Бывало, не могли приехать в театр из-за обстрелов... То есть война, как ни крути, сказывается на нашей работе. И на эмоциях на сцене. В спектакле есть два сражения - Аустерлиц и Бородино, и это одни из самых для нас чувствительных моментов...

Подготовил Максим Васюнов