12.09.2023 18:47
Поделиться

Как летать под санкциями. Опыт других стран, нашедших пути решения возникавших проблем

Страны Запада в прошлом году ужесточили санкции против России, запретив экспорт в нашу страну самолетов Boeing, Airbus, Embraer, а также нескольких других марок. Кроме того, под ограничения попало техническое обслуживание этих машин, поставка запчастей, лизинг и страхование.
Кирилл Каллиников/РИА Новости

Вашингтон и его союзники уже не в первый раз использовали введение ограничений против сектора гражданской авиации, пытаясь надавить на неугодные им правительства. Однако, как признавали даже западные политики и СМИ, другие страны не меняли политического курса из-за санкций, а находили пути решения возникавших проблем.

В Иране, например, хорошо знают, как обходить такие ограничения, под которыми страна живет несколько десятилетий. Основу гражданского флота исламской республики составляют ближне- и среднемагистральные узкофюзеляжные самолеты. При этом в Иране поддерживают летную годность не только хорошо известных россиянам Boeing-737 и Airbus A320, но и уже совсем немолодых McDonnell Douglas MD-82, сохраняя достаточно низкую аварийность. Уже 44 года иранские компании делают это без помощи западных производителей.

Производством запчастей в Иране занимаются частные фирмы, которые получают государственное финансирование. Более сложные компоненты завозятся по параллельному импорту. За десятки лет организованы цепочки поставок деталей к коммерческим самолетам.

По параллельному импорту умудряются завозить и целые самолеты. Как сообщал портал AviaNews, таким образом иранские авиакомпании получили четыре Airbus A340 в 2022 году и еще два в этом. Кстати, последние два борта ранее эксплуатировались ВВС Франции.

Иранцам удавалось доставать даже запчасти для боевых самолетов. Так, часть из оставшихся еще со времен шаха Пехлеви американских истребителей F-14 Tomcat до сих пор стоят на боевом дежурстве. До того как Тегеран наладил производство запчастей для этих машин, их вывозили из США обходными путями. Ситуация настолько раздражала американское военное руководство, что все списанные в 2007 году самолеты этого типа решили полностью уничтожить, лишь бы они не попали в руки перекупщиков.

Продолжает летать и попавшая под санкции венесуэльская Conviasa. Эта авиакомпания также эксплуатирует "возрастные" А340 для дальних полетов. А вот в качестве среднемагистрального узкофюзеляжного самолета тут уже используется бразильский Embraer-190 - 15 этих машин удалось приобрести в 2010-х. Такой скромный авиапарк тоже сравнительно успешно обслуживается силами "серых" торговцев деталями.