Эксперты полагают, что новый вид городского, прогулочно-развлекательного и круизного транспорта имеет смысл развивать прежде всего в городах, стоящих на берегах крупных рек. К перспективным территориям отнесли, помимо названных, Нижегородскую, Самарскую, Ленинградскую, Московскую, Тюменскую, Волгоградскую и Саратовскую области, а также Башкоторстан.
"Эти регионы уже оснащены комплексами для обслуживания пассажирского флота, обеспечивающими безопасный подход, швартовку, стоянку и зарядку судна, - пояснили в Центре макроэкономического анализа и регионального прогнозирования. - В 2023 году в Москве был запущен регулярный речной маршрут и создан флот из 21 водного трамвая, которые работают на аккумуляторных батареях и имеют запас хода до 70 километров. За два летних месяца этот транспорт стал пользоваться большим спросом у жителей и гостей столицы. Переход на эффективные и экологически безопасные корабли актуален и для других крупных городов России с большим пассажирским потоком, а также для регионов с развитым каботажным судоходством и территорий, где электросуда смогут обеспечивать переправу грузов и пассажиров в областные и муниципальные центры".
Потребность в речных судах на электротяге для покрытия растущего спроса оценили в 300 единиц. Необходимо будет внедрять системы хранения электроэнергии на пунктах стоянки, пристанях и плавучих причалах. Подобные разработки активно реализуются в сфере наземного электротранспорта.
По мнению аналитиков, российские производители смогут к 2035 году обеспечить электросудами регулярные внутригородские и междугородные перевозки, на долю таких кораблей в структуре всего внутреннего водного транспорта придется около пяти - семи процентов. Для создания инфраструктуры пассажирского электрического судоходства может потребоваться около 50 миллиардов рублей.
"Электросуда обладают рядом преимуществ перед традиционным водным транспортом, благодаря которым их доля на рынке перевозок будет расти. Они не только являются альтернативным маршрутным транспортом, но и привлекают большое количество туристов. Габаритные размеры позволяют получить доступ к портам, закрытым для крупных кораблей. Кроме того, электрификация устраняет необходимость в постоянном трудоемком обслуживании дизельных двигателей. Переход на регулярные речные перевозки пассажиров на электросудах позволит сократить выбросы углекислого газа в период навигации и предотвратить образование разливов нефтепродуктов", - отметила руководитель направления Центра макроэкономического анализа и регионального прогнозирования Россельхозбанка Наталья Худякова.
Объем региональных и межрегиональных перевозок грузов и пассажиров внутренним водным транспортом в России в 2022 году составил 9,14 миллиона человек (на 5,8 процента больше, чем в 2021-м). Лидером по перевозкам пассажиров на речном транспорте была Самарская область с показателем 958 тысяч человек. На седьмой строчке национального рейтинга - Ярославская область, где по воде переправили 374 тысячи пассажиров (годовой прирост - два процента). К 2025-му число пассажиров на внутренних речных маршрутах может достичь 11 миллионов человек, считают эксперты.