О проведении реконструкции воздушной гавани столицы Дагестана стало известно еще в 2022 году, а Главгосэкспертиза одобрила все документы в мае этого года, однако работы начались только сейчас.
С февраля 2022-го произошла стремительная переориентация авиарейсов из Краснодарского края и Ростовской области в воздушные порты регионов СКФО. По требованиям безопасности были закрыты 11 аэропортов, в том числе в Краснодаре, Геленджике, Анапе, Ростове-на-Дону. В результате весь пассажиропоток авиационных перевозок сосредоточился в Сочи, Минводах, Владикавказе, Грозном, Махачкале. Решающую роль сыграл также и небывалый по сравнению с предыдущими годами наплыв туристов. Например, в Минводах объем воздушных перевозок увеличился на 25 процентов и по итогам 2022-го составил рекордные четыре миллиона пассажиров. А в международном аэропорту "Северный" в Грозном пассажиропоток вырос в 1,5 раза.
Махачкалинский аэропорт в прошлом году тоже установил новый рекорд. Впервые он принял 2,5 миллиона пассажиров. Только в августе этого года по сравнению с тем же периодом 2022-го пассажиропоток увеличился на девять процентов, воздушная гавань обслужила 2,5 тысячи воздушных судов.
С такими быстрорастущими показателями существующие мощности аэропорта уже не справляются, и назрела необходимость его капитальной реконструкции. 30 ноября 2022 года распоряжением правительства РФ на модернизацию воздушной гавани Махачкалы в рамках госпрограммы "Развитие транспортной системы" было выделено 13,2 миллиарда рублей.
Кроме расширения и увеличения длины взлетно-посадочной полосы, что позволит принимать практически все типы гражданских воздушных судов, в аэропорту также появятся 20 дополнительных стоянок для самолетов, новые рулевые дорожки, современный перрон и другая инфраструктура.
- Строительство новой ВПП не повлияет на рабочий процесс аэропорта, - прокомментировали в пресс-службе воздушной гавани. - Новая взлетно-посадочная полоса будет строиться без перерыва или приостановления летной эксплуатации аэродрома. Реконструкция инфраструктуры позволит не только увеличить количество взлетно-посадочных операций и пассажиропоток, но и расширит маршрутную сеть аэропорта Махачкалы.
В то же время "старая" взлетная полоса, которая используется сейчас, будет эксплуатироваться без ограничения полетов, заверили в ФКУ "Ространсмодернизация". При этом в компании уточнили, что в дальнейшем проект предусматривает возможность ее дальнейшей работы в качестве магистральной рулежной дорожки.
- Кроме того, предусмотрено строительство площадки для обработки самолетов противообледенительной жидкостью, зданий основной и стартовой аварийно-спасательных станций, объектов радиотехнического обеспечения полетов, контрольно-пропускного пункта, патрульной дороги, периметрового ограждения, трансформаторных подстанций и очистных сооружений, - рассказали в ФКУ "Ространсмодернизация". Завершить все работы планируется в 2025 году.
Стоит отметить, что реконструкция аэропортов или взлетно-посадочных полос ведется сейчас во всех воздушных гаванях Северного Кавказа.
Так, в аэропорту Минвод строительство нового терминала стартовало в мае 2023 года. Его возведение должно полностью решить проблему перегруженности воздушной гавани. После модернизации пассажиропоток здесь составит тысячу человек в час, или 3,8 миллиона в год. Комплекс работ включает в себя не только строительство нового здания аэровокзала, но и прокладку инженерных и коммуникационных сетей, а также благоустройство привокзальной площади. Новый терминал внутренних воздушных линий будет оснащен пятью телескопическими трапами, современными системами обслуживания пассажиров и обработки багажа. Общая стоимость строительства составит около 14 миллиардов рублей. Закончить все работы планируется в первом квартале 2025
В столице Чечни также приступили к строительству международного терминала "Аэропорт Грозный". Он будет выполнен в форме полумесяца. Новая воздушная гавань позволит обеспечить ежегодный пассажиропоток в Чечню на уровне порядка 1,5 миллиона человек. Строительство взлетно-посадочной полосы планируют завершить к 1 декабря 2024 года, а нового аэровокзального комплекса со всеми остальными объектами инфраструктуры - к августу 2025 года. Новый перрон обеспечит стоянку для 24 воздушных судов.
А в Северной Осетии уже запустили в эксплуатацию новое здание аэровокзального комплекса внутренних воздушных линий международного аэропорта "Владикавказ". Он оборудован одним телетрапом, лифтами и эскалатором, высокотехнологичными системами обработки багажа, безопасности и поддержания микроклимата. Для пассажиров предусмотрены комфортные зоны ожидания с кафе, бизнес-зал, комната матери и ребенка, медпункт. Пропускная способность аэровокзала - 1,5 миллиона пассажиров в год.
Реализация проекта стартовала в декабре 2020 года, а его стоимость составила 2,2 миллиарда рублей. Финансирование обеспечено за счет частного инвестора на условиях предоставления льготного займа.
Кстати
Самыми популярными внутренними направлениями из аэропорта Махачкалы за последний месяц стали Москва, Санкт-Петербург, Сургут, Екатеринбург, Новосибирск. Из международных линий наибольшим спросом пользовались Стамбул, Анталья, Дубай, Баку и Тель-Авив, рассказали "РГ" в пресс-службе аэропорта.