Представлены эскизы костюмов к спектаклям академического Театра драмы им. А.С. Пушкина, главным художником которого он служит. "Вол и Осел при яслях", "Пигмалион", "Говорит Москва", "Свидетельские показания" и "Сережа очень тупой"… Можно рассмотреть и костюмы к спектаклю "Село Степанчиково и его обитатели", в которых играли актеры.
Загляните перед спектаклем или просто прогуливаясь по городу в галерею "ЦЕХ" театра драмы. Есть чем восхититься там! А если повезет застать автора, который часто находится поблизости, он расскажет вам, например, как создавал костюмы к спектаклям "Село Степанчиково и его обитатели" по повести Достоевского или булгаковскому "Морфию", какой путь они прошли от эскиза до воплощения. За костюмы к "Морфию" он привез в этом году из Москвы "Золотую маску".
Как отметил худрук театра Дмитрий Месхиев: "Трудно сделать большую выставку работ Александра Стройло, его работы - на сцене: "Ревизор", "Позвольте вам выйти вон", "Пиковая дама", "Жанна", "Нави Волырк, капитанский сын"…
Корреспондент "РГ" задала художнику несколько вопросов.
Почему выставку назвали "Убор"?
Александр Стройло: Видите в центре зала головной убор?
Он принадлежал одной из наших героинь - в спектакле "Село Степанчиково …". Убор в виде птицы - это решение режиссера Петра Шерешевского. Я в спектакле - не первый номер: делаю то, что скажет режиссер.
В вашей жизни выставок, наверное, не счесть…
Александр Стройло: Выставок было много. Правда, театральные мало кому интересны, театральное искусство - достаточно узкий сегмент.
Здесь представлены 210 эскизов. Их было бы гораздо больше, но не хватило рамочек такого формата - мы все скупили в Пскове. Хотя это не так уж важно - больше, меньше…
Некоторые эскизы совершенно не соответствуют тому, что зрители потом увидели на сцене. К "Морфию", например, я сделал для режиссера эскизы костюмов врачей того времени - начала ХХ века, и здесь же расположились те эскизы, которые вошли в работу. С пометками режиссера Антона Федорова. Благодаря ему я и "Золотую маску" получил.
Но вы же их придумали?
Александр Стройло: Как писал Маяковский: "Сочтемся славою - ведь мы свои же люди, - пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм". После всех "драк" трудно вспомнить, кто что придумал. Рождение спектакля - это же синтетическое, коллективное творчество.
Вы оформляли много классических спектаклей, но и современная драма вам доставалась. Классика для художника - работа-праздник?
Александр Стройло: Разницы нет - классика, не классика. Важнее - с каким режиссером ты работаешь.
Встречались такие, которые жестко давили на вас?
Александр Стройло: Так хороший режиссер - он Пиночет, давит! И четко знает, что хочет. Это плохой скажет: "Сделай мне красиво" - и все. А как это красиво - непонятно. И дальше начинаются капризы: "Я же просил: красиво!"
Часто актеры восхищаются: "Какой хороший костюм вы мне придумали!"?
Александр Стройло: Когда спектакль "Село Степанчиково…" ушел из репертуара, все актеры захотели забрать костюмы, сделанные как ватники. Они новенькие, но зафактурены. Модельные такие телогрейки. Это намек на зону. Золотой генеральский костюм, в котором играл Виктор Яковлев, тоже стеганый. И шапки, и фрак-телогрейка. Даже свадебное платье невесты. Вот здесь - женский ватник, изящный, с красивой подкладкой, в нем Линда Ахметзянова играла.
А Саша Овчаренко сейчас ходит в этом костюме! Вот он представлен на выставке - похож на школьную форму, с эмблемой советской школы на рукаве. Такую эмблему уже не найти, поэтому я нарисовал ее.
У нас в театре замечательная швея - Диана Москаль. Мастерица, каких поискать. Золотые руки! Приедешь в столичные города, там роскошные, дорогие мастерские, но нет такого подхода к изготовлению костюма как к единственному и неповторимому и такого теплого отношения к тому, кто будет носить этот костюм.
С театральными режиссерами вы работали только в Псковской драме? Как художник-постановщик спектакля и художник по костюмам.
Александр Стройло: Да. Что скажут - то и делаю: сценографию, костюмы… Я не против, капризничать нелепо, я же в штате. Все работы интересны. Не все, правда, получаются интересными…
С чего вы начинали в театре?
Александр Стройло: Не сразу с художника. В Пензенском театре я работал бутафором, декоратором. А начал рабочим сцены в Клайпедском драматическом, носил декорации.
Выставка "Убор" продлится до 9 октября. Вход свободный.
Максим Плеханов, актер:
- Вот мой ватничек! С морковочкой на кармашке. У нас было такое решение спектакля "Село Степанчиково и его обитатели": к каждому костюму - свой шкафчик, как в детском саду, а на нем - картинка: морковка, груша, вишенка…Такая игра. И дети - инфантильность, и тоталитарный строй - речь-то шла о политическом режиме. Честным образом несколько лет костюм моего Обноскина отработал. Спектакль уже ушел из репертуара… Тут в кармане есть секретная дырочка - с обратной стороны, я сам проковырял ее, чтобы протащить провод от микрофона. Было удобно.
Александр Стройло - член Союза кинематографистов России, член Правления Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей РФ.
Занимается станковой живописью и графикой, известен как автор удивительных рукотворных книг, изготовленных из разнообразных материалов в смешанной технике и в оригинальной форме. Это ноу-хау художника, родившееся как послесловие к фильмам, на которых он работал.
Сотрудничает с книжными издательствами, является иллюстратором, автором текстов, дизайнером и фотографом.
Работал с кинорежиссерами Евгением Матвеевым ("Любить по-русски"), Федором Бондарчуком ("9-я рота"), Павлом Лунгиным ("Остров"), Дмитрием Месхиевым ("Американка", "Свои", "Женская собственность", "Человек в окне", "Батальонъ", "Стена" и другие). Номинировался на национальные премии в области киноискусства "Золотой орел", "Ника".
Работы Стройло находятся в Государственных музеях России и за рубежом. Его персональные выставки проходили в Дюссельдорфе, Мюльхайме, Неймегене, Амстердаме, Перте (Австралия), Москве и в Псковской области.
С 2015 года - главный художник Псковского академического театра драмы им.А.С. Пушкина.