12.09.2023 12:03
    Поделиться

    В Волгоградском УФАС рассказали о самых резонансных делах

    Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области уличило крупные компании в несоблюдении закона о рекламе. Кого еще призвало к ответственности надзорное ведомство за нарушение правил ведения бизнеса? Об этом рассказал "РГ" руководитель УФАС по региону Роман Лучников.

    Недавно сменился региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Знаю, что вся эта ситуация привлекла внимание вашего ведомства.

    Роман Лучников: Там целая история. Мы сейчас рассматриваем два дела. Одно возбуждено в отношении бывшего регоператора по заявлению облкомитета тарифного регулирования: "Ситиматик-Волгоград", когда проводил торги по выбору перевозчиков мусора, необоснованно завысил начальную цену. Ряд затрат не подтвердился.

    Также рассматривается дело по заявлению уже "Ситиматика". Некоторое время назад все пять полигонов в регионе почему-то одномоментно сократили время приема мусора, что вызвало очереди из грузовиков. Это было сделано без объективных причин. О целях можно только догадываться. В этой части "засветился" и облкомитет природных ресурсов. Он издал приказ, который установил порядок присвоения статуса временного регоператора. В Волгограде его выбирают на год без конкурса при условии, что у него есть свои полигоны. А этого условия нет в федеральном законодательстве. Мы выдали комитету предупреждение, они пошли в суд обжаловать, но первую инстанцию мы выиграли.

    ЖКХ вообще нередко поставляет повод для реагирования. Есть что-нибудь еще?

    Роман Лучников: Например, дело, которое представляет интерес, потому что оно первое в таком роде. "Концессии водоснабжения" выставили ряду предприятий заоблачные штрафы (одному из них - 30 миллионов рублей) за то, что в их стоках выявили очень сильный яд. Такими компаниями стали собственник пункта приема жидких отходов "БМВиКо", "Титан-Баррикады" и "Конфил". Где пищевое производство и где четыреххлористый углерод, который никогда раньше не выявлялся? Мы доказали, что "Концессии" нарушили порядок забора проб. Компанию "БМВиКо" лишили возможности сделать параллельные пробы, чтобы можно было оспорить анализы в суде. "Концессии" заблокировали свободный доступ абонента к колодцам и уклонялись от снятия пломб для промывки сетей. В результате собственник пункта приема отходов был вынужден приостановить свою деятельность. УФАС выдало предписание об устранении нарушений. Кроме того, компании грозит штраф.

    Отдельное направление - надзор за рекламой. Что тут чаще всего привлекает внимание?

    Роман Лучников: Наиболее распространенным нарушением остается спам. Среди нарушителей в этом полугодии и известные компании: Альфа-банк, "Хоум-кредит", магазины "Кари", "Милавица", "Холодильник. ру". Стоит отметить решение по рекламе букмекерской конторы "Пари". По сети электросвязи такая реклама не должна распространяться. Контора обжаловала решение, доказывая, что сообщение не являлось рекламой и что абонент дал согласие при регистрации на сайте, поставив общую для всех условий галочку. Суд поддержал решение антимонопольного органа.

    Вынесено два решения по магазину табака и курительных принадлежностей Brooklyn. Одно из них - по рекламе, размещенной на штендере, консольных конструкциях и световых опорах напротив магазинов. Второе дело было по рекламе в интернете. Выявлены нарушения полного запрета на рекламу табака, никотинсодержащей продукции и приборов для их потребления - он под особым контролем ФАС России.

    В пользу УФАС завершилось обжалование постановления о наложении штрафа на АО "Тандер" за распространение в магазинах "Магнит" рекламы устройства для потребления никотина Ploom S. Спорный плакат размещался на поверхностях закрытых сигаретных диспенсеров в кассовой зоне и был замаскирован под так называемый "прайс-лист" с использованием QR-кода, ведущего на сайт. "Тандер" доказывал нерекламный характер информации. Дело имело прецедентный характер, так как впервые позволило закрепить механизмы пресечения обхода недавно введенных строгих запретов.

    Уже несколько лет контролирующие органы борются с монополией в похоронном бизнесе. Что тут нового?

    Роман Лучников: 10 июля мы и прокуратура выиграли дело о конкурсе на копание могил, который департамент городского хозяйства провел в 2021 году. Победителем стало ритуальное предприятие "Память" - кто бы сомневался! Проведение такого конкурса в принципе незаконно. Тут нарушаются и Гражданский кодекс, и антимонопольное законодательство. Вот представьте, что администрация определила по конкурсу, кто будет нам всем продавать хлеб. И только в этих магазинах. Абсурд же! Так можно якобы из заботы о гражданах конкурсы провести на все: на продажу обуви, телевизоров.

    В конце 2022 года местные власти принимают решение, что этот конкурс будет проводиться на основании решения не департамента, а городской думы. С этим положением мы тоже будем бороться. Думе уже сделали предупреждение. Срок исполнения дали до 10 сентября. В Волгограде часто местными актами извращают федеральное законодательство. Волгоградский арбитраж нас не поддержал, но апелляционная инстанция встала на нашу сторону. Арбитражный суд Волгоградской области наши решения поддерживает почти в 100 процентах случаев. Но как только мы касаемся сферы ритуальных услуг, просто караул. Суды тянутся годами, постоянно откладываются. У меня устойчивое ощущение, что наши оппоненты поняли: не удастся сохранить все, как было ранее. Но затянуть время они пытаются.

    Поделиться