Показы "Золотой маски" в Екатеринбурге завершились дерзкой "Ромео и Джульеттой"

Показы фестиваля "Золотая маска" в Екатеринбурге в этом сезоне завершила постановка Московского Театра Юного Зрителя "Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии".
Сцена из спектакля московского ТЮЗа "Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии" завершил фестиваль "Золотая маска" в Екатеринбурге.
Сцена из спектакля московского ТЮЗа "Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии" завершил фестиваль "Золотая маска" в Екатеринбурге. / Елена Лапина

Перед началом зрителей обуревали противоречивые чувства: с одной стороны, "Золотая маска" - театральный знак качества, с другой - публика сейчас продвинутая, котов в мешке не приобретает, поэтому все наслышаны, что постановка режиссера Петра Шерешевского весьма дерзкая, не почтительная к классике, и вообще все действие перенесено в наши приснопамятные девяностые.

- Девочки, вы только после первого действия не уходите, - предупреждала своих знакомых билетерша. - Первое - оно да… Но второе вам понравится!

- А мы готовы, мы всякие слова знаем, - отвечали пенсионного возраста "девочки", нарядные и взволнованные собственной храбростью.

Свободных мест в зале не было. Забегая вперед - в антракте никто не ушел. Но вряд ли кто-то действительно оказался вполне готов к тому ошеломительному напору, с которым режиссер замахнулся на современную трактовку Вильяма нашего Шекспира. Для начала, прикрывшись от гнева ревнителей классики выдуманным драматургом С. Саксеевым, переписал своими словами большую часть текста, который порой отправляет в нокаут неподготовленного зрителя и цитированию не подлежит (хотя и очень хочется). Но послушать интересно, если и покраснеешь, то в темноте не видно. А герои много говорят, цитируя то Фрейда, то Мерло-Понти, то (или показалось) сексолога Игоря Кона, и все пытаются понять, как отделить любовь от полового акта, и главное, есть ли смысл это делать.

Затем выстроил мизансцены так, что почти все время мы, как в кино, наблюдаем за происходящим на большом экране, забывая о крошечных фигурках актеров в полутьме. Особенно эффектно смотрятся эротические сцены, но и драматические тоже вполне, до последних рядов так лицом не сыграть даже народному артисту. Ромео в исполнении Вадима Соснина внезапно и незамутненно прекрасен умом и телом, Джульетта (Евгения Михеева) выглядит слишком многоопытной для своих лет, но вполне в контексте спектакля.

Вы, наверное, уже поняли, что этот спектакль невероятно бесит и раздражает, выводит из себя… а потом смешит до слез или заставляет замереть от нежности. Он - как подросток, с которым надо найти общий язык, причем он будет хамить и огрызаться, а вы должны проявить чудеса терпения и понимания. И тогда он одарит вас такими чудесными эмоциями, что вы простите ему все. Так и здесь, когда, прикипев душой к этим пацанам на районе, живущим и умирающим "по понятиям", зрители начинают готовиться к финалу трагедии, обещанной в начале (тетя Джульетты спрашивает у присутствующих: а что вы будете чувствовать, если ваш ребенок покончит с собой от любви, которая длилась пять дней?), главные герои, дети отчаянных девяностых, вдруг спасают нас от отчаяния. "Да пошли они все с их трагедиями!" - решают новобрачные и, целые и невредимые, отбывают в ретроавтомобиле в светлое будущее под песню группы "Сплин", которую радостно подхватывает благодарный за избавление зал.

Этот спектакль бесит и раздражает, выводит из себя… а потом смешит до слез или заставляет замереть от нежности

Честное слов, такого душевного подъема у публики после окончания спектакля я не припомню. Фойе гудело, как пчелиный улей, эмоций было больше, чем слов. Я нашла в очереди в гардероб тех отважных "девочек", спросила, как им спектакль. Они хором ответили, что категорически против переписывания классики, но в данном случае - "получилось просто прекрасно". Спасибо, "Золотая маска"!