Вряд ли Владимир Ильич Ленин, чье монументальное изображение возвышается над Кировским водохранилищем на севере Кыргызстана, мог предположить, какую роль в геополитике, истории и археологии будет играть эта плотина в XXI веке. В последние недели лета этот гидрообъект вышел в топовые новости региональных СМИ. А сейчас не исключено, что происходящее вокруг "Кировки" привлечет внимание и мировых лент.
Дело в том, что водохранилище скрывает руины археологического памятника - города Шельджи. Раскопками этого уникального населенного пункта еще до заполнения "Кировки" занимался в советское время заведующий сектором археологии Института истории АН Киргизской ССР П.Н. Кожемяко. Но результаты его исследований, к сожалению, остались неопубликованными и в значительной степени утрачены после смерти ученого.
Но, как говорится, нет худа без добра. В этом году в результате невиданного обмеления водохранилища у археологов появилась редчайшая возможность провести работы. Стоит отметить, что город Шельджи (позднее - Садыр-Коргон) был самым большим среди средневековых городищ Верхнего Таласа.
Как рассказал корреспонденту "РГ" один из инициаторов экспедиции, региональный директор общественного фонда "ЭкоМиР", эколог Гамал Соронкулов, еще в прошлом году неравнодушные местные жители обратились к нему с информацией, что в районе села Чолпонбай река подмыла берег и обнажилась стена из жженых кирпичей.
- Уже много лет я занимаюсь историей, краеведением своей малой родины - Таласа, поэтому сразу же выехал на место и, действительно, обнаружил интересные строения, - утверждает он. - Опубликовал информацию в соцсетях, и на мой призыв откликнулся мой наставник, археолог, историк Александр Камышев. Именно он свел меня с нашим соотечественником Асаном Торгоевым - научным сотрудником отдела Востока Государственного Эрмитажа. На наше счастье, Асан находился в тот момент в Кыргызстане. Его заинтересовала эта находка. Тут же была высказана идея вернуться уже в этом году в республику, чтобы заняться раскопками.
По словам Соронкулова, делать это нужно было как можно быстрее, потому что усилиями "черных" копателей множество артефактов уже ушло в соседний Казахстан.
- Наконец-то Асану Торгоеву и его коллегам-археологам из НАН КР удалось получить открытый лист - разрешение на раскопки, - ликует Гамал Соронкулов. - Торгоев тут же пригласил коллег - специалистов по цифровой археологии из Уфы (Башкортостан). Подключились и мои - сотрудники общественного фонда "Экологический мониторинг и расследования". Экспедиция состоялась. Я не археолог и не историк, но по горящим глазам ребят вижу, что нашли они что-то очень интересное. Спросил у уфимцев, как они оценивают уровень находки. Сказали, что это объект практически мирового значения!
Останки города, к сожалению, сильно повреждены в результате пребывания под водой, но все равно потрясают своей уникальностью. К слову, Шельджи был одной из двух столиц серебра в Средней Азии. Город стоял на Великом Шелковом пути. Здесь обрабатывали серебро из местных месторождений, которое затем продавали как на восток, так и на запад.
Вместе с тем
Гамал Соронкулов обращается во все возможные инстанции с призывом открыть музей Шельджи, где будут размещены найденные на раскопках города экспонаты.
- Еще один важный и радостный момент, - подчеркивает он. - Ребята из Башкирии пообещали, что в следующем году приедут и сделают так называемую инвестиционную карточку исторических объектов Таласской долины. В советское время здесь было описано 59 городов и городищ, отражающих многослойную историю региона. Это, кстати, очень много. И в следующем году мы постараемся сделать инвентаризацию памятников, которые еще можно спасти, хотя бы частично. Это 4-5 городищ. Они будут сниматься дронами, сканироваться специальной техникой. Обработать необходимо также петроглифы, древние мазары, сакральные места. И в этом плане участие российских ученых для нас, конечно же, подарок. Тем более, что нам есть что показать миру!