Она заработала в подвале бывшей обувной фабрики "Прогресс" в июне и вскоре ушла на каникулы. Однако уже в августе центр принял гастроли московского театра "Таратумб", а теперь открыл сезон уже воронежскими постановками.
Ждать в "Кабаре Галич" платьев с блестками не стоит - публике предлагается скорее квартирник, построенный в формате вечера в развлекательном заведении. На участницах ансамбля - цветастые платья-халаты и платки а-ля Солоха, на солистке - тельняшка и мужской пиджак. Номера соединяет небольшой конферанс. Для молодежи он выполняет функцию ликбеза: пик популярности барда пришелся на 1970-1980-е, и его песни в авторском исполнении сегодня не звучат так часто, как, скажем, баллады Высоцкого. Сохранившиеся записи - в основном плохого качества. Кавер-версии (а некогда опального Галича позже перепевал даже всесоюзно любимый Кобзон) странным образом лишены того нерва, который заставляет публику вздрагивать и задавать себе неудобные вопросы. "Спрашивайте, мальчики, спрашивайте…"
Для воронежского проекта созданы оригинальные аранжировки. Их автор, пианистка Юлия Яковлева, вместе с Марией Александровой (скрипка) и Еленой Филатовой (виолончель) в спектакле не только играет, но и поет: один из номеров полностью отдан им. Песни следуют как будто в случайном порядке: бытовые, лагерные, обличительные, лирические… От забавной "Людочки" до леденящей душу "Королевы материка", от мистического "Ночного дозора" до прямого, в лоб бьющего "Старательского вальска" ("Промолчи - попадешь в первачи…").
Песни Галича, который начинал как успешный драматург, легко становятся мини-спектаклями. В них часто заложена интрига, парой фраз или даже слов обрисованы характеры. Имея отличные вокальные данные, Яна Кузина подает материал прежде всего актерски - сдержанно, держа дистанцию между собой и героями, чуть сбиваясь на декламацию. На первом плане - тексты. А за ними - и судьбы, оставшиеся типическими, и эпоха, которая не хочет уходить, и вопросы, оставленные без ответа: "Возвращается вечером ветер на круги своя, возвращается боль, потому что ей некуда деться".
Второй спектакль, созданный специально для "Прогресса", - "Правила поведения в современном обществе" по пьесе Жана-Люка Лагарса. В лаконичной постановке нет декораций (если не считать цветной экран, меняющий оттенки) и почти отсутствует реквизит. Однако заслуженная артистка России Наталья Шевченко в образе чопорной дамы и восторженной поклонницы Виктора Гюго в одиночку умело удерживает внимание зала больше часа.
Французский драматург, которого относят к продолжателям театра абсурда, описывает жизнь в ее вполне приземленных формах - как бесконечную череду церемоний и забот о том, чтобы все было как положено, традиционно и прилично. У ребенка должно быть правильное имя и правильные крестные, у девушки - правильный жених и правильное свадебное платье, у супругов - правильные семейные праздники. Длинный список этих "регуляторных норм", помогающих людям во все времена сохранить видимость нормальной жизни (или просто поменьше думать), Наталья Шевченко превращает в смешной, философский и трогательный разговор о важном. Нет, не о том, что учат в школе по понедельникам. А о том, что остается между строчек и наполняет дни от рождения до смерти, заставляет собирать за одним столом полезных знакомых или разлетевшихся по миру потомков, перечитывать Гюго и танцевать джигу.
Напомним, в арт-центре планируют развивать и детский репертуар. Так, народный артист России Камиль Тукаев задумал серию интерактивных спектаклей по сказкам народов мира. Уже готов "Чепоги" - история о корейском рыбаке Киме, на которого сваливается богатство. Постановка сделана в жанре сторителлинга: артист пересказывает сюжет своими словами, постоянно советуясь с юными зрителями и их взрослыми родными. Какие бывают рыбы? Чем корейцы отличаются от китайцев? Как они живут, что ценят в людях и в чем видят настоящее счастье?